25 января 2023 г. в рамках проекта Департамента образования и науки г. Москвы «Университетская среда для учителей в МПГУ», состоялась лекция «Одаренные дети», прочитанная доктором психологических наук, руководителем Центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности, профессором кафедры психологической антропологии Института детства Дианой Борисовной Богоявленской. Данное мероприятие привлекло внимание около 200 педагогов разных образовательных учреждений, которые собрались на встречу с профессором, чтобы «из первых уст», непосредственно от автора известной отечественной теории творчества и одаренности услышать ответы на волнующие их вопросы.
Диана Борисовна подробно остановилась на раскрытии сущности понятия «одаренность» как способности к творчеству, становлении понимания данного понятия в историческом ракурсе, о несводимости одаренности к способностям, затронула ключевой вопрос о механизме творчества и единице его анализа – развитии деятельности по собственной инициативе, об исследованиях творчества с помощью авторского метода «Креативное поле». Отдельно Диана Борисовна остановилась на вопросе о важности поддержки любознательности ребенка и роли педагога в этом процессе.
После лекции Диана Борисовна ответила на вопросы собравшихся слушателей. Среди прозвучавших – самые волнующие педагогов вопросы о задачах учителя в работе с детьми: как поддержать развитие одаренности у ребенка в ходе взросления; верно ли мнение, что талантливых детей много, но по мере взросления среда «убивает» тягу к познанию; будет ли человек идти к познанию «вопреки обстоятельствам» и можно ли «убить» одаренность в ребенке; как поддержать любознательность ребенка в школе. Не секрет, что в настоящее время обучающиеся испытывают немалую интеллектуальную нагрузку в школе. Собравшихся на лекцию учителей интересовал вопрос о том, способствуют или препятствуют чрезмерные «перегрузки» развитию одарённости? Важно помнить, отметила Диана Борисовна, что перегрузка нередко затормаживает и может убить тягу к познанию. Слушатели делились своими наблюдениями о том, что «современное “натаскивание” школьников на ЕГЭ мало способствует развитию творчества детей». Казалось бы, весьма неожиданным для аудитории прозвучал вопрос о том, имеет ли смысл взрослому человеку, менять сферу деятельности, если «человек устоялся в жизни, достиг разных высот, но мысленно возвращается к мечтам детства»? Но такой вопрос был также уместен, ведь он был адресован одному из самых известных и авторитетных психологов по проблемам одаренности и творчества – Диане Борисовне Богоявленской.
Собравшиеся педагоги образовательных учреждений в конце встречи искренне благодарили Диану Борисовну за интересную и полезную лекцию и выражали пожелание продолжить встречи по данной теме.
Диана Борисовна Богоявленская – доктор психологических наук, профессор. Руководитель центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности Психологического института РАО. Профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. Заслуженный деятель науки РФ, Почетный член РАО. Зам. председателя Координационного совета президентской программы «Одаренные дети» (1997). Руководитель работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности (1998–2003).Президент Московского психологического общества (Московского отделения Российского психологического общества — с 1989), член Координационного совета РПО с 1996, вице-президент РПО — 2007–2012, член Президентского совета РПО — с 2012. Почетный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Патриарх российской психологии.
Г.П. Пирлик, доцент кафедры психологической антропологии;
Е.П. Федорова, доцент