135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко (01/13.03.1888 – 01.04.1939)
Антон Семёнович Макаренко – великий русский педагог, заведующий «Трудовой колонией имени М. Горького», руководитель «Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского», писатель, член Союза писателей СССР.
«Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он суровый во внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
/ А. М. Горький
«Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди»
/ А.С. Макаренко
«Вы можете быть с детьми сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…».
/ А.С. Макаренко
«Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного. Истинным стимулом человеческой деятельности является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга»
/ А.С. Макаренко
«Сейчас нам остро необходимы социальный оптимизм Макаренко, его безудержная вера в прогресс, в животворную силу воспитания, в возможности личности к совершенствованию, обретению счастливой жизни каждым ребенком и взрослым, нашим обществом в целом»
/ М.В. Богуславский
Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1888 года в селе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии Российской империи, в семье Семёна Григорьевича Макаренко (1850-1916), рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко (в девичестве Дергачёва; 1855-1931), дочери мелкого чиновника в Крюковском интендантстве, домохозяйка.
У Антона Семёновича было три сёстры и младший брат Виталий (20.04/02.05.1895 – 22.07.1983). До революции был офицером (поручиком) Императорской армии, участником Брусиловского прорыва, получил там ощутимые ранения и отмечен за храбрость наградой. Виталий несколько раз сыграл важную роль в жизни брата Антона: принял деятельное участие в комиссовании призванного в 1916 году на воинскую службу А.С. Макаренко по состоянию здоровья (близорукости) и возвращению его к педагогической деятельности. Именно Виталий Макаренко, посильно помогая брату в педагогической деятельности, предложил ввести элементы игры и военизацию в занятия с учащимися, что позже показало свою уместность и полезность. После Октябрьской революции был офицером Добровольческой армии (марковцем). Командовал 2-й ротой 407 полка 107-й пехотной дивизии; пулемётной бронеплощадкой бронепоезда «Генерал Марков». Покинул Россию, эвакуировавшись с частями Русской армии из Крыма в ноябре 1920-го года. После эмиграции остаток жизни Виталий Семёнович провёл во Франции.
Семена Григорьевич и Татьяна Михайловна твердо решили дать образование сыну. И Антон в 1895 году поступил учиться сначала в Белопольское двухклассное железнодорожное училище. В 1901 году вместе с родителями он переехал в п. Крюков, куда отец перешёл рабочим в Крюковские вагонные мастерские. С 1901 по 1904 год Антон учился в городском четырёхклассном училище в Кременчуге, которое окончил в 1904 году. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора. Вспоминая об ученических годах, Антон Семенович с большой теплотой говорил о таких учителях, как Константин Максимович Сальник и Григорий Петрович Каминский. Это они помогли Антону понять и осмыслить то, что уже было заложено в его душе отцом: настоящий человек достоин уважения и надо стремиться стать настоящим человеком. Это они помогли ему разобраться в том, что такое подлинно хорошая книга. Это от учителя словесности Каминского услышал Антон Макаренко о таких людях, как Чернышевский, Добролюбов, Некрасов… На его уроках впервые познал он прелесть вдохновенной поэмы «Слово о полку Игореве». На его уроках слово «учитель» приобрело для юноши особый смысл. Может быть, поэтому, когда родители решили, что после окончания училища сын будет учиться дальше, чтобы впоследствии стать учителем, тот с радостью согласился.
По окончании училища Антон Семёнович поступил на одногодичные педагогические курсы в Кременчуге. С 1 сентября 1905 по 24 сентября 1911 года он работал учителем в Крюковском железнодорожном двухклассном училище. За ссору с заведующим-черносотенцем был переведён в Долинское железнодорожное училище на станции Долинская училище, в котором проработал до 14 ноября 1914 года. В Полтавский педагогический институт он пришел уже с большим опытом учительства, с желанием получить ответы на вопросы воспитания. Среди студентов Антон Семенович выделялся своей начитанностью и творческим отношением к педагогической деятельности. Во время пребывания в институте он был призван в ратники 127-й пешей Воронежской дружины, несмотря на то что был студентом последнего курса и подлежал освобождению по состоянию здоровья (зрение). Тем не менее, освобождён был только через 6 месяцев.
В 1917 году А.С. Макаренко окончил институт с золотой медалью. А его дипломная работа называлась «Кризис современной педагогики». В характеристике, выданной А.С. Макаренко после окончания института, было написано: «Макаренко А. – выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым очень много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку. Председатель педагогического совета института, директор А. Волнин».
По окончании института Антон Семёнович был назначен инспектором высшего начального железнодорожного училища в Крюкове. С весны 1919 года из учеников училища организовал сельскохозяйственную коммуну, за что при генерале Деникине был уволен. Состоял в любительской театральной труппе театра «Корсо». Вместе с братом Виталием они много внимания уделяли внешкольной воспитательной работе. Характерно, что весь свой крюковский период Макаренко в анкетах в графе «национальность» неизменно писал слово «русский».
7 сентября 1919 года «господину инспектору Соединённого железнодорожного училища на станции Крюков Южной железной дороги Макаренко А.С.» от Полтавской городской управы поступило уведомление, в котором говорилось, что согласно прошению Антон Семёнович назначен «на должность заведующего городским низшим начальным училищем имени князя Куракина. Назначение считается с 9 сентября, и управа просит к тому времени прибыть в Полтаву и приступить к исполнению обязанностей».
Антон Семёнович переезжает в Полтаву. Осенью 1920 года по поручению Полтавского Губернского отдела народного образования он начал создавать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка близ Полтавы, первоначально именовавшуюся «колонией для морально-дефективных». Через непродолжительное время А.С. Макаренко по собственному почину начинает в деловой переписке именовать Колонию именем М. Горького. В 1921 году колонии было утверждено имя М. Горького. В этой колонии Антон Семёнович впервые апробировал разработанную им разветвленную систему самоуправления, деятельность которой строилась на основе самообслуживания воспитанников. Пожалуй, именно в это время, несмотря на все трудности, он был по-настоящему счастлив. Это и отразилось в полной мере в его «Педагогической поэме», посвященной периоду с 1920 по 1928 год и талантливо описывающей жизнь Колонии имени М. Горького.
В 1926 году Колония имени Максима Горького была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом. Максим Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.С. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Летом 1928 года М. Горький впервые лично посетил и пробыл несколько дней в Колонии своего имени. Антон Семёнович сопровождал М. Горького во время визита в Куряж.
Переломным в деятельности как самого А.С. Макаренко, так и руководимой им колонии стал 1928 год. В докладе на VIII съезде ВЛКСМ заместитель наркома просвещения Надежда Константиновна Крупская на основе придуманных журналистами фактов дала убийственную характеристику деятельности Макаренко. После такой сокрушительной критики колонию посетили с проверками полтора десятка комиссий. Их выводы были неутешительными. Все это привело к тому, что 3 сентября 1928 года Антон Семёнович окончательно покинул Колонию имени М. Горького. Однако это не поставило крест на его педагогической деятельности.
С 15 октября 1927 года (до сентября 1928 года одновременно являясь руководителем Колонии имени Горького) и до 1 июля 1935 года руководил Коммуной имени Ф.Э. Дзержинского и её педагогической частью (Послужной список из личного дела А.С. Макаренко. Архив МВД Украины). В значительной степени Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского являлась принципиально новым воспитательным учреждением. Главной особенностью коммуны стало открытие в 1930 году рабочего факультета Харьковского машиностроительного института, развертывание производственных цехов, выросших потом в завод электроинструментов, а затем в завод самых современных на то время пленочных фотоаппаратов ФЭД («Феликс Эдмундович Дзержинский»).
29 декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, А.С. Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического управления УССР грамотой и золотыми именными часами. На основании постановления Правления трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, А.С. Макаренко «за энергичную преданную работу в коммуне премируется настоящей грамотой, значком и званием лучшего ударника». А народный комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
Надо заметить, что с ранних лет Советской власти за высокопроизводительный труд стали присуждать почетное звание ударника и награждать специальными значками. Ударник – это почетное звание, которое присваивалось за значительные достижения в профессионально-трудовой деятельности. Это звание происходило от высокой характеристики трудовой деятельности сотрудника – «ударная работа», т.е. ударник – это работник, который «ударно» трудился. Первоначально такими званиями награждали по месту работы – на заводах, фабриках, предприятиях. В принятии этого решения принимало участие не только руководство организации, но также ее партийная ячейка и трудовой коллектив. Требования для присвоения звания ударника устанавливались предприятием индивидуально. Главным основанием для присвоения этого звания служил трудовой вклад работника в выполнение и перевыполнение производственного плана предприятия, в демонстрации устойчиво высоких показателей работы, а также высокой дисциплины труда и активному участию работника в политической жизни и общественной работе. Награжденному этим почетным званием вручалась почетная грамота и нагрудный значок ударника. В 20-е годы ударникам вручались наградные жетоны, изготовленные в ювелирных мастерских (из серебра). На них гравировалось ФИО ударника. Как правило, в этот период присваивалось почетное звание «лучших ударников». Движение ударников приобрело массовый характер в период 1928-1932 годов, когда вся страна трудилась над выполнением государственного пятилетнего плана. Благодаря трудовому почину шахтера А. Стаханова, на предприятиях по всему Советскому Союзу началась трудовая борьба за перевыполнение плана. Чтобы поощрить сотрудников за ударную работу и для их внешнего отличия, предприятия инициировали введение соответствующих нагрудных знаков. Поэтому ранние знаки ударников отличаются большим разнообразием и отсутствием какой-либо унификации. Не только в разных отраслях народного хозяйства, но на каждом заводе, фабрике награждали собственным (уникальным) знаком отличия. Награждение знаком производилось публично и в торжественной обстановке. Особенно много знаков было выпущено на территории Украинской ССР. В приложении к этому материалу мы размещаем два знака, одним из которых и был награждён А.С. Макаренко.
С 1933 года Коммуна первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение. В коммуне с 1934 года действовал школьный комбинат, который включал в себя среднюю школу-десятилетку. Об этой своей деятельности Антон Семёнович напишет две книги – «Марш 30-го года» и «ФД-1», посвященных Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. Коммуна продолжила и укрепила прежние традиции, а ее жизнь определяли те же принципы коллективного самоуправления и самообслуживания. Организовывалась разнообразная клубная деятельность.
В связи с осознанием в соответствующих ведомствах важности выпускаемой заводами Коммуны продукции для оборонной промышленности страны и желанием (а отчасти и необходимостью в условиях надвигающейся войны) заметно увеличить выпуск этой продукции, на заводах появляется больше взрослых рабочих. Период самозабвенной работы А.С. Макаренко в Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского оказался не очень продолжительным. Первая половина 1930-х годов – время, крайне трудное для страны в политическом и социальном плане, – была непростой для Антона Семёновича и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Его последовательно оттесняли от руководства коммуной – производство поглощало педагогику, за А.С. Макаренко оставляют только должность заместителя по педагогической части. А 1 июля 1935 года он был переведен в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где до ноября 1936 года работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний. Он был аттестован, ему было присвоено первичное специальное звание «сержант госбезопасности», носил форму НКВД и за ним было закреплено табельное оружие. Конечно, эта канцелярская работа, не оставлявшая времени для писательства, была совсем не для Макаренко, привыкшего к живой работе с детьми.
В марте 1937 года Антон Семёнович переехал из Киева в Москву, где купил кооперативную квартиру в писательском доме в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. В этот период А.С. Макаренко занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. В московский период вышли в свет произведения Антона Макаренко, в которых осмысливались итоги реализации воспитательной системы. Деятельность Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского была подробно проанализирована и представлена писателем в последней книге-романе «Флаги на башнях», законченном в марте 1939 года. Была опубликована его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В 1938 году выходит в полном объеме «Книга для родителей», которая стала настольной для поколений отцов и матерей. В начале 1939 года он работал над сценарием к фильму «Флаги на башнях». 7 января 1939 года, Харьковская трудовая коммуна была преобразована в промышленный комплекс и переименована в Харьковский комбинат НКВД имени Ф.Э. Дзержинского.
Антон Семёнович Макаренко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
15 февраля 1939 года Антон Семёнович подал заявление о приёме в кандидаты в члены ВКП(б). В этот же день на заседании партийного комитета Союза советских писателей заявление было рассмотрено и А.С. Макаренко был рекомендован для вступления в ряды ВКП(б) членами комитета, в который входили: П.А. Павленко, В.В. Ермилов, А.А. Бобунов, А.А. Булыга-Фадеев, В.Н. Колбановский.
1 апреля 1939 года Антон Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа, случившегося в 10:30 по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда №134 на станции «Голицыно» в Московской области. Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Авторы надгробного памятника скульптор Владимир Ефимович Цигаль (04/17.09.1917, Одесса – 04.07.2013, Новодевичье) и архитектор Виктор Валерианович Калинин (1906-2003).
Подчеркнем, что Антона Семеновича Макаренко особо почитают за разработку новаторской педагогики отношений, включавшей каждого члена коллектива в совокупность разнообразных институциональных и межличностных отношений. Ведь вся подвижническая «педагогическая поэма» Макаренко была направлена на преодоление синдрома социального одиночества – отчуждения людей друг от друга, а личности – от общества.
Авансируя своих питомцев завтрашней радостью, акцентируя воспитание на стимулировании положительных задатков личности, А.С. Макаренко сопрягал коммунаров и педагогов в теснейшую и неразрывную коллективную связь между собой, с обществом, трудом и культурой, в связь, сотканную из множества взаимоотношений. В ней личность является личностью лишь постольку, поскольку у нее развиты не только индивидуальные потребности, даже самые богатые и разнообразные, но и общественные интересы и потребности. Чем в более сложную и социально значимую творческую деятельность включен индивид, тем с пущим успехом формируется высокоразвитая личность. Коммунары выходили из колоний и коммун Макаренко адекватно социализированными, они активно и успешно включались в общий созидательный труд советских людей. У воспитанников Макаренко не было ни одного случая рецидива, ни одного нового преступления или проступка. Это достигалось тем, что идеалы социализма, декларированные во внешней макросреде, – социалистический коллективизм и труд во благо социалистической Родины – гармонировали с основами педагогической системы, воплощенной в коммунах имени М. Горького и Ф.Э. Дзержинского. Все коммунары состоялись как личности и патриоты. Сотни воспитанников Макаренко ковали оружие Великой Победы на заводах, доблестно защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны. А Василий Тимофеевич Цымбал (1916 – 01.11.1943) был удостоен звания Героя Советского Союза.
Примечательно, что первая советская кандидатская диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А.С. Макаренко и его теоретическое значение» была защищена в Москве 21 июня 1941 года в Учёном совете Московского индустриально-педагогического института (МИПИ) имени Карла Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым (1903-17.07.1951). Диссертационная работа, отдельные статьи и выступления И. Ф. Козлова легли в основу завершенной незадолго до его смерти книги «Педагогический опыт А.С. Макаренко». Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга «О педагогическом опыте А.С. Макаренко».
Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А.С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903-1972) и его супругу Галину Константиновну (1908-1999, в «Педагогической поэме» – Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»). Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди них наиболее известен Леонид Вацлавович Конисевич (1914-1993) более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в Коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника. Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии В.В. Кумарина, Г.М. Кубракова, И.А. Зязюна, А.А. Католикова, А.А. Захарченко, А.С. Гуревича, В.М. Макарченкова и др.
В разные годы нашей истории потомки возблагодарили Антона Семёновича за его педагогическое служение доброй памятью, поименовав его именем учебные заведения и воспитательные учреждения, школьные музеи и просветительские центры, установив памятники и мемориальные доски в различных городах бывшего СССР и России. 11 сентября 1964 года Постановлением Совета Министров УССР была учреждена медаль А.С. Макаренко «За достижения в области просвещения и педагогической науки». Первым награждённым удостоился стать старейший живший на то время российский воспитанник А.С. Макаренко по Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского Иван Демьянович Токарев (05.05.1920 – 12.05.2014) – участник Великой Отечественной войны кавалер ордена Отечественной войны II степени, двух орденов Красной Звезды и 16 медалей, полковник запаса. 31 мая 1988 года в честь великого педагога назван астероид 3214 Макаренко, открытый в 1978 году советским астрономом Л.В. Журавлёвой. С 2003 года (к 115-й годовщине со дня рождения А. С. Макаренко) журналом «Народное образование» совместно с Российской макаренковской ассоциацией было начато проведение макаренковского конкурса школ-хозяйств, возобновлено проведение Макаренковских чтений. В 2003 году медаль А.С. Макаренко была учреждена редакцией журнала «Народное образование» и Международной макаренковской ассоциацией (к 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко) в номинациях «За педагогическую доблесть» и «За вклад в развитие педагогического дела». В советское время существовала премия по педагогике имени А.С. Макаренко. В 2021 году была учреждена медаль А.С. Макаренко Российской макаренковской ассоциации «За заслуги в области образования и педагогической науки». Этими медалями стали награждать не только педагогических работников и деятелей в области педагогических наук, но и педагогов-практиков, ярких продолжателей дела великого педагога А.С. Макаренко. За время существования медали А.С. Макаренко, ею были награждены сотни выдающихся педагогов СССР и России. Среди них были и наши коллеги. Некоторых мы представляем в столь знаменательный день – 135-летие со дня рождения Антона Семёновича Макаренко.
Богуславский Михаил Викторович (23.07.1955) – выпускник исторического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, педагог, педагогический публицист, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат конкурса «Грант Москвы», Почётный работник науки и высоких технологий РФ, заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», один из авторов «Большой Российской энциклопедии», главный редактор журнала «Проблемы современного образования» МПГУ. Среди наград М.И. Богуславского: Императорский орден святой Анны III степени; медалями К.Д. Ушинского (2005), М.В. Ломоносова, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, М.Н. Скаткина, З.И. Равкина, «В память 850-летия Москвы», «За службу образованию», «За достижения в науке». https://mpgu.su/graduates/boguslavskiy-mihail-viktorovich/ |
Розов Валерий Константинович (07.06.1922 – 30.11.2005) – участник Великой Отечественной и советско-японской войн, кандидат экономических наук, профессор, занесён в Книгу почета Свердловского педагогического университета. В.К. Розов служил в ВМФ, где прошел путь от юнги до капитан-лейтенанта. После демобилизации из армии обучался в Ленинградском ГПИ имени А.И. Герцена (Российский ГПУ имени А.И. Герцена). Работал преподавателем политической экономии в Свердловском педагогическом институте, был заместителем директора Свердловской высшей партийной школы и ректором Свердловского ГПИ (ныне Уральский ГПУ). В последующие годы работал в МП СССР начальником Главного управления вузов. Затем стал советником ректора, вошёл в состав первого Совета ветеранов МГЗПИ (МГГУ имени М.А. Шолохова). Был профессором кафедры основ экономической теории. В.К. Розов был членом редколлегии журнала «Педагогика». В.А. Розов был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Дружбы народов и «Знак Почёта»; медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За Победу над Японией», «Ветеран труда», Ф.Ф. Ушакова, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. https://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimenno-svetloj-pamjati-valerija-konstantinovicha-rozova/ |
Сластёнин Виталий Александрович (05.09.1930 – 13.06.2010) – выпускник МГПИ имени В.И. Ленина, старший преподаватель Тюменского государственного педагогического института, Главное управление высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР (начальник учебно-методического отдела, заместитель начальника), МГПИ имени В.И. Ленина (заведующий кафедрой педагогики начального обучения, декан педагогического факультета), заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГПИ имени В.И. Ленина, учёный, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, действительный член РАО, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии правительства РФ, отличник просвещения СССР, главный редактор «Известий РАО», президент Международной академии наук педагогического образования. В.А. Сластёнин был награждён: орденами «Дружбы и «Знаком Почёта»; медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, С.И. Вавилова, А.С. Макаренко, И. Алтынсарина, К.Н. Кары-Ниязова. https://mpgu.su/graduates/slastenin-vitaliy-aleksandrovich/ |
Смолин Олег Николаевич (10.02.1952) – выпускник исторического факультета Омского государственного педагогического института имени А.М. Горького, докторант МПГУ, политик и философ, специалист по философии политики и социальной философии, депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, действительный член Академии гуманитарных наук, действительный член Международной педагогической академии, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», заведующий кафедрой тифлопедагогики дефектологического факультета Института детства МПГУ. О.Н. Смолин награждён: орденами «Слава нации», «Во имя жизни на Земле», Петра Великого; медалями К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.И. Вавилова, «В память 850-летия Москвы». https://svpressa.ru/persons/oleg-smolin/ |
Шадриков Владимир Дмитриевич (18.11.1939) – выпускник физико-математического факультета Ярославского ГПИ имени К.Д. Ушинского, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР – РАО, Заслуженный работник ВШ РФ, почётный работник науки и техники РФ, лауреат премий Президента и Правительства РФ. Работал учителем математики в школе, затем – старшим преподавателем кафедры психологии ЯГПИ; позже – доцент, декан, заведующий кафедрой, проректор по учебной работе, ректором ЯГПИ. Заместитель министра просвещения СССР. Первый заместитель председателя ГК СССР по народному образованию – Министр СССР. Заместитель председателя Комитета по ВШ Министерства науки, ВШ и технической политики РФ. Заместитель председателя ГК России по высшему образованию. Первый заместитель министра, заместитель министра общего и профессионального образования России. Исполняющий обязанности президента АПН СССР. Профессор кафедры психологии младшего школьника МПГУ. В.Д. Шадриков награждён: орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, святого благоверного князя Даниила Московского; медалями К.Д. Ушинского (1989), Н.К. Крупской, А.С. Макаренко |
Источники:
https://ru.wikisource.org/wiki
https://vuzlit.com/576666/gosudarstvennye_nagrady
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.