По новым стандартам, каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Документ уже разработан, проходит апробацию и может быть внедрен в 2017 году.
По идее, он должен был вступить в силу в этом году, но педагогическое сообщество пока к этому не готово. В частности, стандарт требует, чтобы все учителя имели высшее образование, могли работать с учениками, с особыми образовательными потребностями, подходили индивидуально к каждому школьнику, вели воспитательную работу в классе, привлекали к сотрудничеству родителей и постоянно профессионально росли. При этом зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения требований стандарта.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, выступая на Всероссийском съезде участников апробации стандарта подчеркнул, что работа педагога не должна оцениваться по ЕГЭ.
– Из показателей работы губернаторов этот критерий уже исчез. Мы убираем его из различных рейтингов, касающихся работы школ. Главные показатели для оценки учителей – динамика учеников и индивидуальные достижения, заметил министр. По его словам, система оплаты труда должна исходить из выполнения стандарта: “Нам предстоит обсудить уровненную модель должностей. Ждем ваших предложений, нужно это или нет?”
Понятно, что умения учителей зависят от того, какие знания ему дают в педвузах. Министр рассказал: “Сейчас запускается проект по изменению системы подготовки учителей. Следующий проект – для кадров системы среднего профобразования”.
В России сегодня более миллиона учителей. По новым требованиям готовы работать очень немногие. По мнению завуча Калужской школы №25 Галины Ракитянской, главная проблема – отсутствие материальных условий для внедрения стандарта.
– Учителя готовы переучиваться и работать по новым правилам. На это уйдет не больше двух лет. Но школам нужны условия для того, чтобы педагог мог работать со всеми учениками независимо от их здоровья и физического состояния. Допустим, если школа будет брать особых учеников, ей нужно не менее 3 психологов, 11 тьюторов – по одному на параллель, хотя бы по одному сурдопереводчику и дефектологу. А еще нужны лифт, пандус, оборудованный туалет, удобный подъезд к зданию, и желательно приспособленные места в столовой и особое меню, перечисляет завуч.
Но и это еще не все. Сейчас практически все учителя работают на полторы ставки или даже больше. При такой нагрузке об индивидуальном подходе к каждому ученику вряд ли можно говорить. “Нагрузка должна быть не больше 20 часов в неделю,” – считает Ракитянская.
У нее есть ученица-надомница со слабым зрением. Девочка очень бы хотела ходить в школу, и по словам учителя, могла бы посещать обычные уроки. Заниматься она может и без шрифта Брайля и специальных учебников. “Но есть, видимо, еще какие-то диагнозы или противопоказания, о которых я ничего не знаю,- объясняет учитель, – Нам сообщают только код заболевания. Это ни о чем не говорящие цифры. Если в классе будут особые ученики, педагогу надо точно знать диагноз и первые неотложные медицинские меры, которые он должен предпринять в случае ЧП”.
Пока что этот вопрос вообще никак не урегулирован. Более того, во многих школах медработники – это приходящие на 3-4 часа в неделю медсестры. Поэтому без ставки фельдшера или врача об инклюзиве сложно говорить.
Директор школы №109, член общественного совета Минобрнауки Евгений Ямбург согласен, что условия для внедрения стандарта не самые благоприятные. “Но надо двигаться вперед, – уверен он. – Есть успехи в некоторых регионах. Я даже знаю, что в некоторых школах педклассы уже затачиваются на выполнение новых стандартов. Хотя должен признать: самый главный риск – ментальный. Мы запустили Гагарина в космос, сделали ракеты, но не можем выпускать хорошую массовую продукцию. Мы психологически не готовы жить по стандартам, все время противопоставляя их творчеству. Но стандарты – закон, и его надо выполнять”.
По мнению Ямбурга, далеко не все руководители местных министерств и департаментов образования понимают, что теперь требуется от учителей. Знания педагогики, психологии у многих руководителей на местах – минимальные. “Как можно требовать то, чему тебя не учили?” – спросила одна из министров учителя Ямбурга. У него есть ответ на этот вопрос: иди и учись.
“Мне в отличие от других прекрасно понятно, что такое метапредметные умения и личностный результат, – поделился он с педагогами. – У меня есть тяжелобольная ученица, которая учит английский язык для того, чтобы получше узнать, как лечат ее заболевание в мире и общаться с врачами из разных стран, к которым она может поехать”.
Информация взята с сайта Российская Газета