Завершился очередной этап практической подготовки первокурсников программы специализированного высшего образования «Госпитальная педагогика», реализуемой кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ. В течение апреля и мая они были включены в целый ряд событий, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Так, в апреле группа студентов посещала площадку госпитальной школы «УчимЗнаем» на базе Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Блохина. Здесь они знакомились с образовательной средой для детей, которые в силу состояния здоровья находятся на длительной госпитализации.
Сотрудники госпитальной школы погружали практикантов в деятельность и проблематику обучения и воспитания детей, находящихся в условиях медицинского стационара. В ходе встречи с заведующей учебной частью Т.В. Запорожцевой; заместителем руководителя проектного офиса «УчимЗнаем» И.Ю. Долуевым; руководителем службы развития кадрового потенциала А.Ф. Лоскутовым студенты узнавали, как организуются уроки, воспитательные мероприятия, занятия по дополнительному образованию, как проводится работа с детьми дошкольного возраста, какие специалисты вовлечены в образовательный процесс и как выстраивается коммуникация с родителями. Особое внимание было уделено важности междисциплинарного взаимодействия госпитального педагога со специалистами медицинского профиля.
Одна из задач практики – дать возможность обучающимся через знакомство со средой конкретных площадок обосновать актуальность собственного будущего исследования, увидеть его теоретическую и практическую значимость. Так, в мае месяце параллельно с циклом семинаров профессором, д.психол.н. Л.Б. Шнейдер была организована научно-практическая сессия в Центре знаний профессиональных компетенций и наставничества по госпитальной педагогике. Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения Н.Д. Бабенков; ведущий специалист, методист Л.И. Канева; А.Ф. Лоскутов – рассказывали про нормативно-правовые аспекты образовательной деятельности Центра, как выстраивается образовательный маршрут болеющего ребенка, что представляет собой карта индивидуальных особых потребностей ученика, как взаимодействуют между собой специалисты центра в ходе сопровождения конкретного ребенка, с какими трудностями сталкиваются, в чем особенность организации сопровождения в реабилитационный и ремиссионный период. Была представлена широкая панорама методических и научно-исследовательских разработок, педагогических ресурсов, созданных и аккумулированных Центром знаний и профессиональных компетенций по госпитальной педагогике, которая размещена в свободном доступе в сети для всех заинтересованных в развитии этого направления.
Значимым событием для участников программы «Госпитальная педагогика» этой весной стало включение в работу XVIII Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Это дало возможность увидеть, каким образом может осуществляться поддержка и развитие познавательной активности и инициативности детей, в том числе находящихся на длительном лечении.
Из рефлексивных отчетов практикантов:
Елена Соколова: «В процессе прохождения практики я обратила внимание на то, как много всего должен знать и уметь госпитальный педагог. Чтобы быть эффективным в своей работе, он должен постоянно находиться в контакте с детьми, их родителями, врачами, коллегами. Быть способным быстро менять планы, быть чутким, и в то же время уметь держать границы, чтобы не выгореть профессионально».
Елена Максимова: «Школа – это не только организация продолжения школьного обучения детей, оказавшихся в стенах больницы на длительном лечении, но также и очень большая психологическая поддержка пациентов и их родителей в очень тяжелое для них время. Это индивидуальный подход к каждому ребенку не только в плане диагностики его знаний и составления для него расписания занятий, но ещё и организация принимающего, поддерживающего пространства, где ребенок, находящийся в тяжелом психологическом состоянии может обрести опору, получить квалифицированную психологическую и просто человеческую помощь».
Ксения Бодунова: «Присутствие на экспертизе исследовательских работ оказалось для меня достаточно значимым. Само представление работ на конкурсе отражает максимальную включенность самих детей. Педагоги-наставники, находящиеся рядом с детьми, понимают свою цель не сделать лучше всех, а дать ребенку возможность развития и получения знаний на собственном опыте. Более ценно, когда ребенок рассказывает сам о том, что он сделал, а не заранее написанный текст».
Екатерина Дмитриева: «Этот визит показал мне, что проект “УчимЗнаем” — не просто «школа в больнице» в которой дети стараются не отстать от учебной программы и учатся по ФГОСам, а комплексная система, где образование становится частью терапии. Где большое внимание уделяется эмоциональной реабилитации, где обучение лишь инструмент возвращения к реальности, к надеждам, к целям и планам на жизнь».
Мария Смолякова: «Здесь есть возможность заниматься шахматами, музыкой, рисованием, робототехникой, пением, лепкой, изучать иностранные языки, проводить лабораторные работы. Есть радиостудия (где предоставляется возможность озвучивать мультфильмы). Детям помогают преодолеть подавленное эмоциональное настроение и состояние, обрести психологический комфорт.
Одним из эмоционально значимых моментов было просмотренное выступление Сергея Витальевича Шарикова на Всероссийской конференции по госпитальной педагогике, освещалась важность проекта госпитальной школы, госпитальной педагогики, особенном отношении к детям, для поддержания желания у детей, находящихся на длительном лечении жить полной жизнью, учиться, верить в себя, иметь интересы и увлечения. Сохранять эмоционально положительное состояние детей и их родителей».
Текст: Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова
Кафедра психологической антропологии Института детства