Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

МПГУ поделился промежуточными результатами реализации пилотного проекта на II Форуме негосударственного образования

Новости МПГУ

18 февраля в ЦВК «Экспоцентр» Россия состоялось открытие II Форума негосударственного образования, направленного на вовлечение сектора частного образования в решение приоритетных задач государства. Представители вузов-участников пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования, были приглашены на форум в качестве экспертов сессии «После бакалавриата и магистратуры: новое в системе высшего образования». Ведущим выступил председатель Правления ассоциации негосударственного образования, ректор Университета «Синергия» Артем Игоревич Васильев. Врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Вадимовна Тумакова, проректор по образованию Университета МИСИС Андрей Игоревич Воронин и проректор по учебно-методической работе МПГУ Екатерина Александровна Балабаева рассказали о тех изменениях, которые происходят сейчас в вузах-участниках пилота, какие изменения могут быть внесены уже в ближайшее время в законодательство в сфере высшего образования.

Была отмечена высокая актуальность обсуждаемой темы для всех вузов страны, и первое слово было предоставлено Елене Вадимовне как представителю министерства, курирующего реализацию пилотного проекта и находящегося в центре происходящих реформ.  В рамках своего выступления она представила обоснование необходимости происходящих изменений, которые назрели задолго до начала реализации пилотного проекта в области высшего образования. Этому способствовало множество вызовов, в том числе пандемия, изменившая облик отечественного образования, стремительное развитие технологий и искусственного интеллекта, геополитические факторы.

Присутствующие были ознакомлены с ключевыми этапами реализации пилотного проекта.  При этом внимание было обращено на размеренность и  поэтапность  реформы,  ведь задача именно «плавного» перехода на новую систему была поставлена Президентом в Послании Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года.

Елена Вадимовна обозначила ключевые принципы новой системы образования, среди которых:

– целостность и достаточность одного уровня высшего образования для выхода на рынок труда (без необходимости «доучиваться» в магистратуре);

– фундаментальность образования, предполагающая наличие набора базовых (необходимых)  дисциплин, без которых невозможно дальнейшее освоение образовательной программы. Именно на этот «каркас» впоследствии должны «наслаиваться» компетенции будущего специалиста;

– наличие общего социально-гуманитарного ядра, предполагающее единую логику и концепцию преподавания дисциплин, имеющих особое значение для формирования личности и ее мировоззрения;

-тесная связь с рынком труда (практикоориентированность), приобретающая определяющее значение в подготовке современного специалиста.

-гибкость сроков обучения,  зависящая от запросов рынка труда, отрасли и профессии (4,5 или 6 лет), а также гибкость, предусматривающая смену специальности и академическую мобильность.

Также Елена Вадимовна осветила проект изменений, которые предполагается внеси в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в ближайшее время. Он коснется, в том числе, терминологии системы высшего образования, закрепит новые уровни высшего образования и их обоснование.

Также планируется обновление Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в основу которых ляжет ядро в совокупности социогуманитарной и фундаментальной части, а также гибкая профессиональная часть, предполагающая возможность перевода в рамках одной УГС и получение дополнительной квалификации. Особо было отмечено, что в новых стандартах будет заложена дополнительная «педагогическая» квалификация. Нормативные сроки образовательных программ будут определяться Минобрнауки во взаимодействии с ФУМО, вузами и сферой труда.

Андрей Игоревич Воронин рассказал об образовательной модели инженерного образования в Университете МИСИС, которая представляет собой гибкую систему с вариативными сроками освоения. Сроки обучения в рамках инженерного образования пропорциональны объему осваиваемых компетенций. Соответственно, уровни подготовки специалиста варьируются от инженерной эксплуатации (4 года)  до уровня исследования и проектирования (6 лет). Проректор отметил, что средний балл ЕГЭ поступающих в университет   на пилотные программы с каждым годом увеличивается, что характеризует заинтересованность и положительное отношение общества в реформе высшего образования. Андрей Игоревич также осветил ядро инженерного образования, которое коррелирует с новой проектируемой моделью ФГОС ВО, и на примере конкретной программы продемонстрировал многотрековую модель базового высшего образования.

Екатерина Александровна Балабаева, в свою очередь, подчеркнула, что педагогическая отрасль – особенная. И ряд решений,  оптимальных для инженерного образования, к ней неприменим. В частности, это касается нормативных сроков обучения, которые в педагогическом университете не взаимосвязаны с градацией подготовки специалиста. Особая специфика педагогического образования отражается и в уровнях квалификаций выпускников 4,5 и 6 летних программ.

Отдельно был сделан акцент на Ядре высшего педагогического образования, которое с 2022 года лежит в основе образовательных программ педагогического образования. Семь модулей Ядра органично легли в основу реализации пилотного проекта и в данный момент трансформируются в соответствии с векторами развития высшего образования. Особое внимание было уделено практической подготовке, объем которой в программах подготовки педагогов всегда был достаточным. В пилотном проекте МПГУ пошел по пути не количественного, а качественного изменения практики, расширяя виды и базы практик, формы практической подготовки, методы и технологии.

Проректор поделилась опытом внедрения и реализации в МПГУ педагогического модуля для классических направлений подготовки, который также имеет специфику, в частности, усиливается рядом фундаментальных дисциплин образовательной программы и отвечает задачам утвержденного Правительством Комплексного плана по повышению математического и естественнонаучного образования. Также Екатерина Александровна отметила, что в рамках реализации пилотного проекта МПГУ активно взаимодействует с профильными ФУМО.

В заключение сессии Артем Игоревич поблагодарил спикеров за информативные выступления. Он подчеркнул, что реформа высшего образования – животрепещущая и важная тема для всех. Ведь образование – это основа общественного развития и инвестиция в наше общее будущее.

 

19 / 02 / 2025

Показать обсуждение