18 февраля в ЦВК «Экспоцентр» Россия состоялось открытие II Форума негосударственного образования, направленного на вовлечение сектора частного образования в решение приоритетных задач государства. Представители вузов-участников пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования, были приглашены на форум в качестве экспертов сессии «После бакалавриата и магистратуры: новое в системе высшего образования». Ведущим выступил председатель Правления ассоциации негосударственного образования, ректор Университета «Синергия» Артем Игоревич Васильев. Врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Вадимовна Тумакова, проректор по образованию Университета МИСИС Андрей Игоревич Воронин и проректор по учебно-методической работе МПГУ Екатерина Александровна Балабаева рассказали о тех изменениях, которые происходят сейчас в вузах-участниках пилота, какие изменения могут быть внесены уже в ближайшее время в законодательство в сфере высшего образования.
Была отмечена высокая актуальность обсуждаемой темы для всех вузов страны, и первое слово было предоставлено Елене Вадимовне как представителю министерства, курирующего реализацию пилотного проекта и находящегося в центре происходящих реформ. В рамках своего выступления она представила обоснование необходимости происходящих изменений, которые назрели задолго до начала реализации пилотного проекта в области высшего образования. Этому способствовало множество вызовов, в том числе пандемия, изменившая облик отечественного образования, стремительное развитие технологий и искусственного интеллекта, геополитические факторы.
Присутствующие были ознакомлены с ключевыми этапами реализации пилотного проекта. При этом внимание было обращено на размеренность и поэтапность реформы, ведь задача именно «плавного» перехода на новую систему была поставлена Президентом в Послании Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года.
Елена Вадимовна обозначила ключевые принципы новой системы образования, среди которых:
– целостность и достаточность одного уровня высшего образования для выхода на рынок труда (без необходимости «доучиваться» в магистратуре);
– фундаментальность образования, предполагающая наличие набора базовых (необходимых) дисциплин, без которых невозможно дальнейшее освоение образовательной программы. Именно на этот «каркас» впоследствии должны «наслаиваться» компетенции будущего специалиста;
– наличие общего социально-гуманитарного ядра, предполагающее единую логику и концепцию преподавания дисциплин, имеющих особое значение для формирования личности и ее мировоззрения;
-тесная связь с рынком труда (практикоориентированность), приобретающая определяющее значение в подготовке современного специалиста.
-гибкость сроков обучения, зависящая от запросов рынка труда, отрасли и профессии (4,5 или 6 лет), а также гибкость, предусматривающая смену специальности и академическую мобильность.
Также Елена Вадимовна осветила проект изменений, которые предполагается внеси в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в ближайшее время. Он коснется, в том числе, терминологии системы высшего образования, закрепит новые уровни высшего образования и их обоснование.
Также планируется обновление Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в основу которых ляжет ядро в совокупности социогуманитарной и фундаментальной части, а также гибкая профессиональная часть, предполагающая возможность перевода в рамках одной УГС и получение дополнительной квалификации. Особо было отмечено, что в новых стандартах будет заложена дополнительная «педагогическая» квалификация. Нормативные сроки образовательных программ будут определяться Минобрнауки во взаимодействии с ФУМО, вузами и сферой труда.
Андрей Игоревич Воронин рассказал об образовательной модели инженерного образования в Университете МИСИС, которая представляет собой гибкую систему с вариативными сроками освоения. Сроки обучения в рамках инженерного образования пропорциональны объему осваиваемых компетенций. Соответственно, уровни подготовки специалиста варьируются от инженерной эксплуатации (4 года) до уровня исследования и проектирования (6 лет). Проректор отметил, что средний балл ЕГЭ поступающих в университет на пилотные программы с каждым годом увеличивается, что характеризует заинтересованность и положительное отношение общества в реформе высшего образования. Андрей Игоревич также осветил ядро инженерного образования, которое коррелирует с новой проектируемой моделью ФГОС ВО, и на примере конкретной программы продемонстрировал многотрековую модель базового высшего образования.
Екатерина Александровна Балабаева, в свою очередь, подчеркнула, что педагогическая отрасль – особенная. И ряд решений, оптимальных для инженерного образования, к ней неприменим. В частности, это касается нормативных сроков обучения, которые в педагогическом университете не взаимосвязаны с градацией подготовки специалиста. Особая специфика педагогического образования отражается и в уровнях квалификаций выпускников 4,5 и 6 летних программ.
Отдельно был сделан акцент на Ядре высшего педагогического образования, которое с 2022 года лежит в основе образовательных программ педагогического образования. Семь модулей Ядра органично легли в основу реализации пилотного проекта и в данный момент трансформируются в соответствии с векторами развития высшего образования. Особое внимание было уделено практической подготовке, объем которой в программах подготовки педагогов всегда был достаточным. В пилотном проекте МПГУ пошел по пути не количественного, а качественного изменения практики, расширяя виды и базы практик, формы практической подготовки, методы и технологии.
Проректор поделилась опытом внедрения и реализации в МПГУ педагогического модуля для классических направлений подготовки, который также имеет специфику, в частности, усиливается рядом фундаментальных дисциплин образовательной программы и отвечает задачам утвержденного Правительством Комплексного плана по повышению математического и естественнонаучного образования. Также Екатерина Александровна отметила, что в рамках реализации пилотного проекта МПГУ активно взаимодействует с профильными ФУМО.
В заключение сессии Артем Игоревич поблагодарил спикеров за информативные выступления. Он подчеркнул, что реформа высшего образования – животрепещущая и важная тема для всех. Ведь образование – это основа общественного развития и инвестиция в наше общее будущее.