Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

К 95-летию прорыва во всеобщей грамотности

Новости МПГУ

25 июля 2025 г. исполняется 95 лет с принятия постановления ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», принятом 25 июля 1930 г., которое преобразило жизнь в СССР. Всеобщее обучение и грамотность были условиями выживания и развития страны. Именно поэтому решением руководства СССР обучение становится не просто всеобщим, но ещё и обязательным.

Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не был решен. После установления советской власти в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й (для детей от 8 до 13 лет),  и 2-й ступеней (от 13 до 17 лет). С принятием Положения ликвидировались сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища. Школа отделялась от церкви.

Важнейшим прорывным шагом к повсеместной грамотности стало постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 25 июля 1930 года. В нем констатировалось: «Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культурно-технической отсталости и по коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения, как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции».

Ставилась задача ввести  с 1930/31 г. повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 году.

Для решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами разворачивалась система подготовки учителей: «Срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов, педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов. Учитывая растущие новые задачи, возлагаемые на учительство, значительно улучшить материальное положение педкадров начального обучения».

Было особо подчеркнуто: «Рассматривать введение всеобщего обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период».

Меньше чем через три недели 14 августа 1930 г. вышло постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров с тем же названием «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это решение принималось в связи с тем, что «для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся, а эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения».

Постановление включало ряд основных положений.

«1. Ввести с 1930/1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе. Установить с 1930/1931 г. обязательное прохождение всего курса школы I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.

2. Ввести с 1930/1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).

3. Ввести с 1930/1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929/1930 г. Установить в тех же местностях с 1930/1931 г. обязательное прохождение всего курса школы семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ семилеток».

Постановление ЦИК и СНК подчеркивало «обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения на попечении которых находятся дети».

Чтобы обеспечить всеобщее обязательное начальное обучение необходимыми средствами постановление предусматривало следующие меры: «Начиная с 1930/1931 г. должны быть значительно усилены ассигнования как по местному, так и по единому государственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ, со специальной дотацией из общесоюзного бюджета; к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию школ всеобщего обучения должны быть привлечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых планах хозяйственных органов по крупному капитальному строительству должны предусматриваться капитальные вложения на строительство школ для всеобщего обучения в размерах, утверждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных республик, по принадлежности».

В постановлении отдельно отмечалось представление действительной возможности успешно учиться детям наименее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты. С этой целью должны были быть приняты следующие меры: «с 1930/1931 г. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплатного снабжения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и т. п.»

Постановление ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г. и  постановление ЦИК и СНК от 14 августа 1930 г. закрепили право каждого советского гражданина на бесплатное образование. Это свидетельствовало о важности образования и предоставляло равные возможности для получения образования всем детям, независимо от их социального статуса или финансового положения.

После этих исторических постановлений количество учащихся в начальных и средних школах значительно возросло, началось широкое строительство школ, в том числе и в сельской местности. С 1928 г. по 1938 г. количество школ увеличилось в 6 раз, а учащихся за тот же период в 2,5 раза  и достигло 34 млн. человек.

Ускорение индустриализации было бы невозможным без прироста грамотного населения. Индустриализация страны требовала высококвалифицированных работников, а образование помогало своим гражданам быть успешными в новых экономических условиях. Всеобщее обязательное начальное обучение способствовало снижению различий в доступе к образованию и созданию более равных возможностей для всех детей.

Эти постановления стали важным шагом в развитии советской образовательной системы. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. К концу 1930-х гг. проблема всеобщей грамотности в стране была в целом решена. Реализация положений постановлений качественно изменила советское общество, создав условия для индустриализации, развития науки и культуры, победы в Великой Отечественной войне.

 

Р.А.Заргарян, кандидат исторических наук

Дирекция изучения истории МПГУ

21 / 07 / 2025

Показать обсуждение