Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

На ХГФ ИИИ прошел II Международный методологический марафон научной школы Н.Н. Ростовцева

Наука

9 и 10 октября 2025 года в библиотеке Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ успешно прошел II Международный методологический марафон, посвященный научной школе выдающегося педагога Николая Николаевича Ростовцева. Мероприятие было организовано кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.

Тема марафона — «Н.Н. Ростовцев и его ученики: диалог поколений в пространстве художественного образования» — подчеркнула непреходящую значимость наследия ученого и его влияние на современную педагогику искусства. 

Программа марафона была построена по следующему принципу:

  • 9 октября свои первые научные результаты представили аспиранты первого курса. Их выступления были посвящены актуальным методологическим проблемам художественного образования, которые они исследуют в рамках своих диссертаций.
  • 10 октября с более проработанными и развернутыми докладами выступили аспиранты второго курса. Они продемонстрировали глубину научного поиска и прогресс в своих изысканиях, получив содержательную обратную связь от научных руководителей и коллег.

Организацию мероприятия обеспечили:

С.П. Ломов – научный руководитель Художественно-графического факультета, академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор.

К.М. Зубрилин – декан Художественно-графического факультета Института изящных искусств, кандидат педагогических наук, доцент.

И.Ю. Руднев – заместитель декана ХГФ ИИИ по научной работе, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, кандидат педагогических наук, доцент РАО.

Традиции, заложенные Николаем Николаевичем Ростовцевым, продолжают активно развиваться как на кафедре методики, носящей его имя, так и на художественно-графическом факультете. Поддержанию преемственности между поколениями ученых, способствующим передаче знаний и опыта способствует научная школа ХГФ ИИИ «Традиции и инновации в художественном образовании», возглавляемая академиком РАО и РАХ, профессором С.П. Ломовым, которая активно реализует идеи Ростовцева Н.Н. и служит ключевым центром для исследования и практического применения знаний в области педагогики искусства.

В своей приветственной речи к участникам марафона С.П. Ломов отметил, что наследие Н.Н. Ростовцева не только сохраняется, но и активно развивается, способствуя подготовке нового поколения художников-педагогов, готовых к вызовам современности. Он подчеркнул важность интеграции традиционных методов с современными подходами в преподавании изобразительного искусства.

Декан художественно-графического факультета МПГУ, К.М. Зубрилин приветствовал участников и, обратившись к аспирантам, отметил, что молодые ученые должны постоянно стремиться к углублению своих знаний и навыков в области изобразительного искусства и педагогики. Это включает в себя не только изучение теории, но и практическое применение знаний в реальных условиях. Работа должна быть не только научной, но и творческой. Искусство требует креативности, поэтому надо стараться находить новые подходы и методы в своей деятельности. Это не только обогатит опыт, но и поможет внести свежие идеи в область изобразительного искусства и художественного образования.

Заместитель декана ХГФ ИИИ по научной работе Руднев И.Ю., обращаясь к аспирантам, подчеркнул, что научная деятельность играет основополагающую роль в образовательном процессе аспирантуры. Он отметил, что активное участие аспирантов в научных конференциях, публикация статей и обмен результатами своих исследований на различных площадках не только способствует развитию профессиональных навыков, но помогает получить ценные консультации и советы от экспертов, способствует формированию научного студенческого сообщества и укреплению позиций научной школы факультета. Публикация статей в рецензируемых журналах помогает закрепить результаты работы и повысить значимость исследований в научном сообществе. Участие в конференциях позволяет освоить научный язык и методы публичного общения, что важно для взаимодействия с другими исследователями и представления своих идей на защите. А получение конструктивной критики от опытных экспертов помогает улучшить качество работ и внести необходимые коррективы в материалы исследований.

Участниками были представлены следующие доклады:

Доклады аспирантов 1 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств:

  1. Го Синь, «Традиции и инновации в художественном образовании в бакалавриате на примере китайской и русской пейзажной живописи»
  2. Ли Цяо, «Практическое значение для обучения в классе гравюры»
  3. Се Цзиньдо, «Сравнительный анализ методов преподавания рисования в контексте межкультурной перспективы: диалог между традициями и современностью»
  4. Удалова Алена Игоревна, «Формирование творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами традиционной глиняной игрушки в условии применения 3D-технологий»
  5. Рудова Марина Анатольевна, «Формирование профессиональных компетенций дизайнеров в условиях цифровой образовательной среды с применением систем искусственного интеллекта»
  6. Чжан Юн, «Искусство масляной живописи как инструмент для развития воображения у будущих учителей изобразительного искусства / Использование цвета и эмоций в обучении и создании картин маслом: анализ выражения эмоций и использования цвета в создании и обучении картин маслом»
  7. Ху Шаохао, «Традиции и инновации в художественном образовании в бакалавриате на примере китайской пейзажной живописи и русской пейзажной живописи»
  8. Ван Чэнчжи, «Инновационные технологии в художественном образовании начальной школы Китая»
  9. Зайцева Полина Александровна, «Методика обучения студентов росписи по ткани в условиях цифровых технологий»
  10. Го Шухан, «Интеграция Российского и Китайского изобразительного искусства в процессе обучения живописи студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов Китая»
  11. Ян Чжаожунь, «Исследование путей распространения нематериального культурного наследия в виртуальных сообществах»
  12. Ли Гоцян, «Обновление стратегии популяризации ресурсов народного творчества в художественном образовании / Народный ресурс эстетического воспитания в системе художественного образования Китая»
  13. Хуо Сюэцзин, «Исследование применения китайской неиностранной художественной графики в современном визуальном дизайне»
  14. Кецман Анна Александровна, «Способы и формы взаимодействия музыки, архитектуры и изобразительного искусства в театральной среде»
  15. Стуникова Ольга Сергеевна, «Религиозные образы в традиционном искусстве: сохранение и трансформация»
  16. Кожухов Сергей Андреевич, «Фреска, таписсерия и мозаика в архитектуре интерьеров общественных пространств: способы и формы взаимодействия»
  17. Ван Цзиньсинь, «Рисунок как основа создания произведений китайской и русской реалистической станковой живописи»
  18. Се Чжихуэй, «Китайская и советская монументальная живопись второй половины ХХ века»
  19. Цзян Цзыхуэй, «Активизация и применение цветовой символики в русском народном искусстве при негенетическом наследовании в старшей школе»
  20. Ли Давэй, «Тенденции интерпретации традиционных китайских орнаментов в современном графическом дизайне»
  21. Чжан Бияо, «Разработка нового метода обучения декоративно-прикладному искусству на основе принципов традиционной китайской философии и культуры»
  22. Цзо Юйхан, «Пропедевтическая подготовка абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения искусств Китая»

Доклады аспирантов 2 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств:

  1. Степанова София Олеговна, «Формирование образного мышления учащихся при создании анималистической композиции»
  2. Сюн Вэйвэй, «Воспитательный потенциал народного искусства в образовательных учреждениях России и Китая»
  3. Чжан Даньдань, «Формирование художественного вкуса на уроках изобразительного искусства в начальной школе Китая»
  4. Чжан Личжэнь, «Методика обучения традиционной китайской живописи в начальной школе Китая»
  5. Ян Сяохан, «Освоение традиционных китайских орнаментов в начальной школе»
  6. Цзинь Юйхань, «Активизация творческой деятельности в художественных классах средней общеобразовательной школе Китая на занятиях по живописи»
  7. Лю Юань, «Декоративное творчество детей посредством изучения китайских и русских народных игрушек»
  8.  Цао Цзюнь, «Теория и практика интеграции элементов национального искусства в художественное образование Линься и Ганнан»
  9. Ван Цзяхуэй, «Народное декоративно-прикладное искусство в художественном образовании Китая»
  10. Чэнь Юйцэнь, «Интеграция российской методики обучения в учреждениях высшего образования Китая»
  11. Чжу Ди, «Художественное проектирование и дизайн на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
  12. У Тяньхао, «Профориентация школьников средствами проектной деятельности»
  13. Чжун Минь, «Цифровизация в современном художественном образовании Китая»
  14. Сунь Цуйцуй, «Ретроспектива развития китайской живописи в культуре национальных меньшинств»
  15. Сунь Маньпин, «Использование технологии виртуальной реальности в художественном образовании»
  16. Фэн Минфу, «Разработка теоретических основ междисциплинарных научных исследований в области обучения акварельной живописи»
  17. Чжань Чуаньюй, «Развитие графических представлений учащихся художественных школ как основа формирования образного восприятия»
  18. Юй Гуанюань, «Формы и методы творческого развития учащихся начальных классов средствами музейных Китайских экспонатов (ресурсов)»
  19. Цзя Сюань, «Активизация образного восприятия учащихся начальных классов средствами Китайского народного декоративно-прикладного искусства»
  20. Ян Юйцзинь, «Научно-методические основы применения здоровьесберегающих технологий в изобразительной деятельности детей»
  21. Ли Янань, «Инновации в учебной программе и методах преподавания графического дизайна в современном Китае»
  22. Чжу Сяохуэй, «Педагогический ресурс детской иллюстрации в китайской литературе»

Экспертами марафона выступили ведущие ученые ХГФ ИИИ:

Ломов С.П., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель ХГФ ИИИ.

Медведев Л.Г., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи.

Карев Б.А., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.

Игнатьев С.Е., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.

Аманжолов С.А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.

Козлов В.И., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.

Уваров В.Д., доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории и истории искусств.

Организационную поддержку мероприятию оказали ассистент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени И.Н. Ростовцева Савина Анна Владимировна и учебный мастер Дусбулатова Лилиана Николаевна.

Марафон стал значимой площадкой не только для обсуждения современных тенденций в художественном образовании, отражающих изменения в подходах к обучению и воспитанию будущих художников-педагогов, но и для обмена опытом между аспирантами и преподавателями. В рамках мероприятия участники представили содержательные доклады, что создало условия для осуществления глубокого анализа и последующей дискуссии по актуальным проблемам, находящимся на стыке искусства и педагогики. Многоплановое обсуждение различных научных позиций, подкрепленное экспертными консультациями, способствовало обогащению общего контекста и позволило идентифицировать основные проблемные зоны, требующие пристального внимания со стороны профессионального сообщества в сфере художественного образования.

Современная система художественного образования находится в процессе активной адаптации к вызовам времени, что находит практическое выражение в реализации разнообразных проектов и образовательных инициатив. Фундаментальным аспектом данной трансформации выступает процесс интеграции цифровых и технологических решений в образовательный процесс. Такой синтез позволяет не только оптимизировать и повысить эффективность усвоения знаний, но и обеспечивает преемственность методологических традиций, заложенных в трудах выдающихся ученых, таких как Н.Н. Ростовцев, и других ведущих специалистов художественно-графического факультета.

 

15 / 10 / 2025

Показать обсуждение