Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В МПГУ прошел Молодежный просветительский Форум «Москва многоликая и разноязычная»

Новости МПГУ

6 декабря 2024 года в МПГУ в Корпусе гуманитарных факультетов прошел Молодежный просветительский форум для школьников и студентов колледжей – «Москва многоликая и разноязычная». Форум является центральным мероприятием одноименного проекта, который ежегодно реализует Московский педагогический государственный университет в лице Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Проект направлен на этнокультурное просвещение и развитие проектной деятельности обучающихся по тематике культурно-языкового разнообразия Москвы и России.

Очное участие в Форуме-2024, помимо студентов МПГУ, приняли обучающиеся 7-ми московских образовательных организаций: пяти школ – ГБОУ города Москвы №№ 2097, 1238, 1359, 384, «Школа в Капотне» и двух колледжей – ГБПОУ «Московский технологический колледж» и ИСПО имени К.Д. Ушинского (колледж Московского городского педагогического университета). В дистанционном режиме к дискуссионным площадкам форума подключались участники из других регионов, а также те из москвичей, у кого не было возможности приехать очно.

В этом году Форум проходил в рамках ежегодного научного мероприятия Кафедры ЮНЕСКО МПГУ – Международного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Форум стал частью его программы в заключительный день, поэтому многие педагоги-участники семинара присоединялись дистанционно и к работе дискуссионных площадок Форума.

Программа Форума «Москва многоликая и разноязычная» включала две дискуссионные площадки, посвященные проблематике городского пространства и разных его «слоёв», и две творческие мастерские. Открыла мероприятие директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, доцент кафедры ЮНЕСКО, к.филол.н. Марина Александровна Кривенькая. Она приветствовала собравшихся в стенах МПГУ, пригласила ребят к участию в просветительских занятиях в рамках проекта и «проектной мастерской». Далее последовательно прошли две дискуссионные площадки, которые вела доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, к.и.н. Елена Олеговна Хабенская совместно с сотрудницей Факультета Таисией Заболотиной, студентами и магистрантами факультета регионоведения и этнокультурного образования.

На первой дискуссионной площадке «Московское измерение: где заканчивается город» участники обсудили многоликость столичной архитектуры и проблемы сохранения исторических архитектурных памятников и старых зданий, сосуществующих в столичном пространстве рядом с современной, в том числе бизнес-застройкой. «Затравкой» для начала дискуссии послужили выступления студентов и магистрантов Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ. Студентка 3-го курса направления Педагогическое образование, профиль «История и воспитательная работа» Полина Малышева познакомила участников с самыми старыми улицами Москвы – Варваркой, Ильинкой, Никольской, и привела примеры старинных зданий в центре столицы, соседствующих с современной застройкой. Ее выступление с говорящим названием «Сносить нельзя сохранить» призывало ребят задуматься о судьбе исторических зданий столицы и предложить свои варианты их сохранения. Магистрантка 1 курса программы факультета «Преподавание и популяризация русского языка, истории и культуры России среди иностранных граждан» Виталина Холомеева рассказала о создании и реализации в 1960-1970-е годы проекта научного и университетского города Зеленограда, входящего в состав Москвы, в котором отражены особенности советского модерна в архитектуре – концепта «Город-университет и город-сад».

Вторая дискуссионная площадка «Московский андеграунд: культурные недра столицы» была посвящена теме городской археологии, белой и черной, находкам и открытиям «под Москвой» и другим подземным «слоям» мегаполиса. Посылом для дискуссии послужило выступление студентов 3 курса ИСГО, профиль «История и воспитательная работа» Егора Астанина и Ильи Воронцова «Москва подземная: столичное зазеркалье». Ребята рассказали и о собственном опыте археологических раскопок, в том числе во время учебной практики, чем вызвали особый интерес и вопросы аудитории.

Интерактивной частью Форума, после перерыва на кофе-брейк, стали две творческие мастерские – «Москва – коллаж» и «Станция метро Культурная», в ходе которых учащиеся вместе с педагогами проявили фантазию и творчески представили ответ на вопрос «Какой я вижу Москву будущего?». Мастерские проходили параллельно, ребята работали в мини-группах. Ведущая мастерской «Москва–коллаж» – профессор кафедры ЮНЕСКО, этнолог и художник Анна Александровна Шевцова перед началом творческого процесса рассказала участникам о том, что такое коллаж, какими бывают коллажи и из чего их можно сотворить. Идеи и образы Москвы будущего ребята представили в виде коллажей из страниц старых журналов, открыток, клея и фломастеров. Работы получились интересными и концептуально разными: в одном портрете Москва не влезла в рамки листа, что так точно отражает рост нашего мегаполиса; в другом в центре московских колец оказалась церковь; а третий портрет вобрал в себя самые неожиданные и контрастные ассоциации с нашим городом.

Участники мастерской «Станция метро Культурная» под руководством сотрудников факультета Арины Буровой, Степана Овакимьяна, Таисии Заболотиной и студентов кафедры создавали проект станций для воображаемой новой ветки московского метрополитена. В результате все три творческие группы вложили в понятие «культура» что-то своё: первая станция отражала литературное наследие и была оформлена скульптурами героев русской классической литературы, а также цитатами из соответствующих произведений; вторая станция была наполнена деталями, отражающими музыку и музыкальную культуру; третья – представила культуру через образование и философию. Мы благодарим участников всех творческих мастерских за креативность и смелые идеи!

На закрытии Форума все участники получили сертификаты и доброе напутствие от ведущих на продолжение участия в проекте в форме просветительских занятий, которые пройдут в течение декабря 2024 г.

Елена Хабенская, Таисия Заболотина,
Фото – Дария Рагимова

 

10 / 12 / 2024

Показать обсуждение