Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

В МПГУ прошел Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная»

Новости МПГУ

9 декабря 2025 года в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ прошел Молодежный форум «Москва многоликая и разноязычная» – центральное мероприятие одноименного городского просветительского проекта, реализуемого при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Мероприятие проходит ежегодно в ноябре-декабре. В этом году Форум был проведен в рамках XVII Международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» (8-10 декабря 2025 г., МПГУ). Организаторы и Форума, и Семинара – Факультет регионоведения и этнокультурного образования и кафедра ЮНЕСКО МПГУ.

Очными и онлайн-участниками Форума стали старшеклассники нескольких московских школ (№№ 2065, 1541, 2097, 1583 имени К.А. Керимова, 825 имени В.А. Караковского и др.) и двух колледжей – Московского технологического колледжа имени И.А. Лихачева и Колледжа многоуровневого профессионального образования РАНХиГС. Из-за введенного в эти дни карантина в ряде московских школ многие участники подключались к дискуссионным площадкам дистанционно.

Форум открыла директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, координатор московских просветительских проектов для школьников, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, канд. филол. наук Марина Александровна Кривенькая. Далее, в соответствии с Программой, прошли последовательно две дискуссионные площадки и параллельно – две творческие мастерские.

Дискуссию на тему «Столичные арт-пространства: обратный отсчет или стартап?» о ревитализации культурного наследия предварял контент-интерактив от магистрантов Факультета «Культурные кластеры Москвы: новая жизнь старого города». Виталина Холомеева рассказала об арт-трансформации здания бывшего Хлебозавода № 5 в Центр «Зотов», посвященный изучению конструктивизма. Варвара Воронцова – о перерождении стадиона «Динамо» в современный культурный объект. Тему в формате дискуссии продолжила доцент кафедры ЮНЕСКО, канд. ист. наук Анна Юрьевна Орлова – она привела примеры бывших промышленных объектов Москвы, которые, сохранив свой внешний облик и архитектуру, в наши дни были трансформированы в арт-пространства и музеи, и предложила участникам обсудить конкретные примеры такого культурного «перерождения». Были рассмотрены современные музейные пространства «Винзавод», «Гараж», Еврейский музей и центр толерантности (бывшее здание Бахметьевского гаража), Музей Москвы (бывшие Провиантские склады), Музей русского импрессионизма (бывшая фабрика «Большевик») и др. Ребята вместе с ведущей искали ответы на вопрос, почему важно сохранять исторические здания, в том числе промышленные, и что дает городу и жителям ревитализация промышленных объектов и их трансформация в арт-пространства.

На второй дискуссионной площадке – «Москва в границах культур(ы): что объединяет москвичей?» доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, канд. ист. наук Елена Олеговна Хабенская представила участникам краткий исторический экскурс в историю формирования поликультурного пространства столичного мегаполиса. Ведущая напомнила, когда и в связи с какими историческими событиями в Москву приезжали представители разных стран и народов, как и где формировались иноземные слободы в XIV-XVIII вв. и как со временем эти культурные слои перемешивались и «впитывались» жителями, образуя единое пространство города. В процессе последующей дискуссии участники искали ответы на вопросы: как формируется московская идентичность, что включает это понятие и что влияет ее формирование.

После перерыва на кофе-брейк участники разделились для работы в двух параллельных творческих мастерских. На мастерской «Креативный беспредел столицы» под руководством наставников – ассистента кафедры ЮНЕСКО Александры Фокиной и сотрудника кафедры Таисии Заболотиной, участники создавали макет-проекты креативных кластеров из предложенных элементов, расположив на макетах-площадках объекты искусства, промышленного дизайна и перфоманса, а также спортивно-игровые площадки и природные зоны. Ребята в полной мере задействовали фантазию и креативность: были предложены интересные проекты спортивных и интерактивных пространств, кто-то попробовал объединить индустриальные и природные объекты для создания экологичного пространства будущего.

На второй творческой мастерской – «Московский ретрофутуризм» – участники под руководством наставника – профессора кафедры ЮНЕСКО, д-ра ист. наук, этнолога и художника Анны Александровны Шевцовой познакомились с таким жанром научной фантастики, как ретрофутуризм в архитектурном преломлении; разобрались с поджанрами – стимпанк, дизельпанк, атомпанк и киберпанк на примере видеоигр, кинофильмов и концепт-арта, проанализировали термин «бумажная архитектура». В качестве первого задания участникам было предложено отобрать из имеющегося набора архитектурных проектов те, что не были реализованы советскими архитекторами в столице СССР. Далее, участники выбирали из проектов бумажной архитектуры те, что они хотели бы реализовать в Москве. Многие проекты были трансформированы (Дворец советов уменьшился в масштабах, Дворец труда получил гигантский стеклянный купол) и поменяли свое назначение: школьники планировали построить в Новой Москве спортивные сооружения, музеи, новые корпуса в кампусе педагогического университета, детские клиники.

По окончании работы творческих мастерских команды представили свои творения на суд зрителей.

На закрытии форума организаторы наградили финалистов проекта «Москва многоликая и разноязычная» – авторов лучших проектов из «проектной мастерской», обучающихся школ № 2065, № 2097 и колледжа РАНХиГС дипломами и призами. Все участники Форума получили сертификаты.

Елена Хабенская

 

17 / 12 / 2025

Показать обсуждение