16-17 ноября 2023 года в рамках мероприятий Года педагога и наставника в Московском педагогическом государственном университете прошел третий Педагогический кинофорум. Педагогический кинофорум традиционно проходит при поддержке Департамента образования и науки города Москвы в рамках ежегодного городского проекта «Дни славянской культуры в столичном образовании».
В вузе проходит много мероприятий, связанных с образовательным потенциалом кинематографа. Но Педагогический кинофорум – это та самая площадка, на которой педагоги вуза говорят об этом с московскими учителями, а студенты – с обучающимися московских школ и колледжей.
Традиционно среди партнеров кинофорума – Городской методический центр и Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы, Комиссия по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, а также Ассоциация кинопедагогов России, которую возглавляет ректор МПГУ, академик Российской академии образования, д. ист. н. Алексей Владимирович Лубков.
Направление «кинопедагогика» – одно из самых быстро развивающихся в университете: оно интересно для студентов и востребовано преподавателями. Вслед за кинолекторием ректора в МПГУ стала работать киношкола, несколько киноклубов, появились специальные курсы и модули в учебных планах разных направлений подготовки. Об этом на открытии кинофорума рассказал учителям и студентам директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, к. филос н. Иван Козлов.
Педагоги московских школ отмечают, что им важно делиться опытом использования средств кинопедагогики в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Педагогический круглый стол «Школьное и семейное кино – в помощь учителю, родителю, воспитателю» пригласил к диалогу всех участников образовательного процесса. О семейном кино и православной культуре в школе рассказали педагог ГБОУ г. Москвы «Школа № 854» ЗелАО Марина Деметрашвили, а также мама и дочка – Лилиана и Мира Абрамовы, о деятельности кружка «Киноклуб “Арбатский Арс”» – педагог дополнительного образования ГБОУ г. Москвы «Школа № 1231 имени В.Д. Поленова» Любовь Павличенко, о конкурс экранного творчества «Московский кораблик мечты» – куратор конкурса из ГБОУ дополнительного образования г. Москвы «Центр детского творчества «Строгино» Дмитрий Кучерук. Учителя говорили о школьных музеях и семейных киностудиях, о кружках и киноклубах, многие из которых за последние год-два стали в разных районах города центрами популяризации наследия отечественного и мирового кинематографа. Особое внимание – отражению в школьной кинопедагогике темы единства народов и исторической связи поколений.
Традиционно в программу кинофорума входит методическая мастерская по межкультурному образованию, в том числе средствами кино и театра. В этот раз к московским педагогам присоединились коллеги из разных регионов РФ, которые стали победителями конкурса методических разработок по сохранению родных языков и культурной самобытности народов России под названием «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ…» (К.Д. Ушинский). Вела мастерскую доцент кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова к. филол. н. Ольга Синева.
Программу для школьников организаторы форума разрабатывали вместе со студентами: подросткам всегда интересно, когда с ними работают молодые люди. Так, дискуссионную площадку о секретах хорошего кино для ребят провели магистранты Института журналистики, коммуникации и медиаобразования (направление Медиаобразование в социокультурной сфере) Татьяна Свинова, Александра Луць и Евгения Шевченко.
Название площадке подсказали сами ребята – еще на прошлом кинофоруме. И вот сейчас школьники из классов, обучающихся по программе лингвистическая и медиа-вертикаль, со знанием дела рассуждали о том, что важнее для хорошего фильма – идея или техническое воплощение, позитивные или негативные смыслы, действие или концовка. Самое активное участие в дискуссии, наряду со школьниками, приняли и студенты ИСГО, обучающиеся по направлению История и воспитательная работа. Они единодушно заявили, что отличат фильм, созданный нейросетью, от рукотворного, творческого произведения художника. А еще речь шла о значении цвета, света и разных символов на экране. И, конечно, о музыке в кино, которая стала темой зажигательной викторины.
16 ноября университет также посетили школьники из разных российских регионов и зарубежных стран – лауреаты и финалисты Московского открытого конкурса «Билингва», который при методической поддержке специалистов МПГУ проводит Центр содействия национальному образованию «Этносфера» во взаимодействии с Департаментом национальной политик и межрегиональных связей города Москвы. Вместе с московскими сверстниками ребята из регионов учились делать мультфильмы: от идеи до сборки – весь процесс мультипликации раскрыли и, главное, показали ребятам сотрудники Центра развития открытого образования МПГУ: директор Надежда Самойлова, зам. директора Дмитрий Волков и Юрий Рубцов. В свою очередь, москвичи услышали, как на разных языках ребята-билингвы рассказывали о своих родных местах, а также о любимых учителях и наставниках. В разнообразии национальных костюмов и разноголосице языков – яркая перекличка киносюжетов на экране и в аудиториях Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ.
Особенностью этого кинофорума стало проведение его в дни, когда в МПГУ в рамках большого Дня кино 17 ноября подводились итоги Всероссийского фестиваля «Лента памяти». В этот день для студентов вуза и обучающихся Московского колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова сотрудники Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО провели интерактивную программу: «Этнокультурное просвещение: какое кино зовёт нас в дорогу». Участники просмотрели фрагмент фильма «Русский Атлас», посвященный исследованиям Южной части Тихого океана в рамках кругосветной экспедиции великих российских мореплавателей, вспомнили другие открытия великих отечественных путешественников и постарались ответить на вопрос, как познание других народов помогает понять свою страну и культуру. Помогли им в этом ведущий специалист центра, консультант Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Юрий Юренко (диакон Георгий) и магистр педагогики по направлению «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании, преподаватель английского и китайского языков Екатерина Идиатуллина.
Координирует проект в университете Факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ (декан факультета – профессор кафедры культурологии, д-р ист. н. Елена Омельченко, зам. декана по научной работе – профессор кафедры культурологии, д-р ист. н. Анна Шевцова). Модераторами и ведущими площадок выступили: зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, к. ист. н. Елена Теплова, доцент кафедры культурологии, к. ист. н. Анна Орлова, доцент кафедры ЮНЕСКО, к. ист н. Елена Хабенская, куратор проекта – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, к. филол. н. Марина Кривенькая. Со школьниками работали специалисты факультета: Арина Бурова, Ирина Власенко, Степан Овакимьян, Таисия Заболотина. Дистанционное участие в кинофоруме обеспечивал зам. директора Алексей Кричкин, участие школьников и педагогов из регионов РФ – зам. декана факультета по проектной деятельности Анна Юнусова и Феруза Башкирцева.
Но результат мероприятия – это не только слаженная работа всего коллектива факультета, это также отзывчивость представителей разных подразделений университета и партнеров, которые поддерживают начинания инициаторов. Организаторы кинофорума выражают благодарность всем, кто внес в него содержательный вклад и поддержал методически и организационно.
По итогам проведения Педагогического кинофорума и Городского культурно-просветительского проекта «Дни славянской культуры в столичном образовании» планируется электронное издание с обзором презентаций и выступлений участников и материалов проекта, которое будет размещено на ресурсе Московской электронной школы и доступно для использования. Мы надеемся, что разнообразный опыт московских учителей, предлагающих творческие разработки по кино- и медиаобразованию в школе, и в дальнейшем будет важной составляющей развития кинопедагогики в педагогическом университете и в педагогическом образовании в целом.
Будем рады откликам и предложениям! Страница кинофорума на сайте факультета https://mpgu.su/pedagogicheskij-kinoforum-3
М.А. Кривенькая