19 и 26 сентября 2025 года в рамках работы Научно-педагогического общества «КЛИО» Института истории и политики МПГУ состоялся цикл лекций д.и.н., профессора кафедры истории России Всеволода Евгеньевича Воронина «Планы обновления страны в русской общественной мысли XVIII–XIX вв.».
Первая лекция В.Е. Воронина была посвящена развитию русской общественной мысли в XVIII веке. Очень большое внимание было уделено влиянию идей европейских мыслителей на власть и образованную часть русского общества в те годы. Так, еще Петр I заложил в основу официальной идеологии Российской империи «теорию общественного договора» Томаса Гоббса.
Во время лекции мы также рассмотрели, какое влияние на развитие русской общественной мысли оказывали события, происходившие как непосредственно в России, так и за ее пределами: от Великой французской революции и войны Северной Америки за независимость до восстания Емельяна Пугачева. В качестве примера лектор обратил внимание на А.Н. Радищева и его знаменитые произведения – оду «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву».
Отдельное внимание во время лекции В.Е. Воронин уделил воспитанию и царствованию императора Александра I. Благодаря своему воспитателю Лагарпу, который был учеником Жан-Жака Руссо, Александр вырос убежденным республиканцем и верил, что такой способ правления является наилучшим. Поэтому будущий император решил посвятить свою жизнь дарованию стране свободы, в том числе конституции и отмены крепостного права. Уже будучи наследником, Александр в письме Лагарпу характеризовал сущность своих замыслов как лучший образец революции, поскольку она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей. По его мнению, переучреждение России должно было состояться под началом самого монарха.
Вторая лекция, состоявшаяся 26 сентября, была посвящена развитию русской общественной мысли в XIX веке. Очень большое внимание было уделено «конституционным» проектам декабристов, которые долгое время следовали в том же русле, что и Александр I. Их планы и замыслы являлись частью общественно-политической жизни того времени и самого правительства. Мы сравнили «конституционные» проекты Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля, отметив как их сходства, так и значительные различия.
Речь шла также об эпохе Александра II. Здесь мы поговорили как о замыслах обновления страны в представлении славянофилов, так и о правительственных представлениях. Например, славянофилы представляли в качестве замены европейскому парламентаризму идею возвращения к самобытной русской форме народного представительства, то есть к Земскому собранию.
Еще один аспект, которого мы коснулись во время лекции – «конституционные» преобразования второй половины XIX века, когда прогрессивное крыло правительства считало своей главной задачей революцию сверху. Однако эпоха Александра II в этом отношении была гораздо более скудна, чем эпоха Александра I.
Среди слушателей на лекциях присутствовали студенты, выпускники и преподаватели Института истории и политики МПГУ, а также студенты Факультета начального образования МПГУ.
Коллектив Научно-педагогического общества «КЛИО» благодарит доктора исторических наук, профессора кафедры истории России В.Е. Воронина за проведенные лекции!
Научно-педагогическое общество «КЛИО»
Института истории и политики