19 мая 2020 г. состоялась церемония закрытия Международного фестиваля “Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей”, организованного Институтом детства МПГУ, Центром психологической коррекции и комплексного развития “Лиловый слон” и редакцией журнала “Современный детский сад”. Фестиваль был организован на общественной инициативе при поддержке AiBZ – Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования», Германия) в рамках международного сотрудничества и распространения результатов проектов программы ERASMUS+ (программы Европейского Союза, направленной на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта).
Фестиваль проходил с января по май этого года и включал:
- этап подачи заявок и презентации идеи совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей, оформление результатов в форме мастер-класса – все проекты в итоге были размещены на сайте журнала;
- этап общественного голосования, в котором приняло участие более 6500 человек – родителей и педагогов нормально развивающихся детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со всей России, из Украины и Беларусии, Казахстана;
- этап работы профессионального жюри, которое выбирало из 28 проектов финала.
В состав жюри вошли представители:
- Германии: Т. Хенчель, руководитель образовательного агентства Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. (“Агентство международного сотрудничества по развитию образования”).
- России: Т.В. Волкова, руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ “Институт возрастной физиологии Российской академии образования”; проф. А.В. Кроткова и Н.В. Микляева (ФГБОУ ВО МПГУ), доц. С.И. Семенака и проф. Е.А. Тупичкина (ФГБОУ «Армавирский государственный педагогический университет»), И.Н. Вельгоша, директор по развитию ЦПР и КП “Лиловый слон”, О.А. Белоусова директор ГБОУ города Москвы “Школа № 1998 “Лукоморье”; Т.И. Усенко и Е.М. Иноземцева, председатель и заместитель председателя Московского совета родителей детей-инвалидов.
- Украины: старший научный сотрудник Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины Ю.А. Гулько;
- Беларусии: В.А. Чурун, учредитель и директор “Центра практической логопедии “Вместе с тобой”, руководитель учебного центра “Логопед Проф”.
Жюри оценило творческие – музыкальные, театрально-игровые, литературные и художественные, другие проекты – по их нацеленности на решение задач социализации и развития коммуникативных способностей детей с нормальным и нарушенным развитием, с особыми образовательными потребностями.
Финалистами стали:
1 место: социально ориентированный проект “Позвони мне: занятия и совместная образовательная деятельность с «особенными” детьми в период самоизоляции» студентов Института детства МПГУ; проект “Палитра добра” МАДОУ № 42 г. Армавира (Краснодарский край).
2 место: проект “Ресурсный круг как способ эффективной коммуникации детей, подростков и молодых людей с РАС” центра “Лиловый слон” из Москвы; “Семейная интеграция детей с ОВЗ” АНО “Новационного института комплексной абилитации” из Ульяновска; проект “Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся с ОВЗ посредством различных техник рисования” ГБОУ школы № 2073 г. Москвы.
3 место: интерактивный спектакль “Дюймовочка”, созданный педагогами дошкольного отделения ГБОУ Школы №1998 “Лукоморье” г. Москвы; проект “Кукляндия” Фрязинского специализированного дома ребенка; проект “30 минут жизни ради другой жизни” фонда помощи детям с тяжелыми заболеваниями “Жизнь в радость” из Московской области.
Кроме того, специальными призами жюри отметило еще несколько проектов из России и Казахстана. В качестве призов дипломанты были награждены комплектом программно-методических пособий издательства АРКТИ и Директ-Медиа: серией рабочих тетрадей по диагностике социального интеллекта дошкольников, программой «Восходящие звездочки» и комплектом альбомов для средней, старшей и подготовительной к школе групп по организации лидерских мастерских. На каждого из лауреатов были выписаны сертификаты Победителей фестиваля.
Участники фестиваля тоже были отмечены сертификатами международного образца и в качестве подарка от организаторов получили комплект обучающих раскрасок, выполненных в технологии дополненной реальности. Кроме того, издательство АРКТИ и некоторые члены жюри предложили им описать свой опыт в качестве статей на страницах журнала “Современный детский сад”.
Надеемся, проведение такого фестиваля, объединяющего ученых и практиков, специалистов и родителей из разных стран станет доброй традицией МПГУ!