«О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь» / Молитва ко святой мученице Людмиле
В рамках проекта «Педагогическое служение России» продолжаем рубрику «Святые просветители, наставники и учителя», посвящённую идеалам святости в личной, семейной и общественной жизни, подвижникам православной веры, жертвенно послужившим земному и небесному Отечеству в деле духовно-нравственного образования и просвещения, воспитания и попечительства.
Особое место в сонме святых просветителей, наставников и учителей занимали церковные иерархи и смиренные монахи, благоверные князья и мужественные военачальники, церковный клир и благочестивые миряне. В праздновании их памяти прославляется подвиг веры, который запечатлён в святости и доброделании, заботе об укреплении христианской веры, духовно-нравственного состояния души каждого человека и общества. Одним из ярких примеров такого служения является святая мученица Людмила, княгиня Чешская.
Святая мученица Людмила, княгиня Чешская (около 860-29.09.921) – дочь сербского князя Славибора, жена первого христианского князя Борживоя I из рода Пржемысловичей, воспитательница князя Вацлава Святого, первая чешская святая и мученица, ставшая национальной святой Чехии, покровительницей Чешского государства. Людмила и Борживой были крещены около 871 года архиепископом Мефодием Моравским в Велеграде, при дворе князя Святополка (874-885). Святую Людмилу считают первой православной святой. Подобно равноапостольной княгине Ольге, святая чешская княгиня оставила после себя большое наследие в виде детей и внуков, которые стали не только мудрыми правителями, но и до сих пор почитаются как небесные покровители страны.
Святую княгиню Людмилу Чешскую почитают покровительницей бабушек, матерей, воспитателей и учителей. Эта княгиня сделала очень много для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной. Что-то очень созвучное есть в ее судьбе и для русского сердца: почитание святой Людмилы в нашей стране началось еще во времена Владимира, Крестителя Руси. Поздравляя всех Людмил с днем Ангела, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с её жизнеописанием.
Память святой мученицы Людмилы, княгини Чешской отмечается 16 сентября (29 сентября по новому стилю) в день её преставления.
Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику».
Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 году. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы.
О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 году по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.
Супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 году. Под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.
Около 889 году князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей.
За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось славянское богослужение до начала XII века, и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».
Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.
Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.
Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.
Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 года («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.
Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 году аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.
После пожара в середине XII века недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV века над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.
В России также есть церковь с частицей мощей святой Людмилы. Это храм святителя Николая в Котельниках. Здесь находится подворье православной церкви Чешских Земель и Словакии. В этом месте в день памяти святой собирается множество женщин, носящих ее имя. В обычные дни в храме много верующих, которые приходят помолиться, попросить ее о помощи или поблагодарить за благодеяния. Примечательно, что учреждение Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии состоялось в 1999 году именно 5 октября – День учителя.
Источники:
– Православные покровители учителей и воспитателей https://dzen.ru/a/ZR8KY1_gOSWY-1eD
– Княгиня Людмила Чешская https://azbyka.ru/days/sv-ljudmila-cheshskaja
– Людмила – людям милая https://pravoslavie.ru/156333.html?ysclid=mfzcyrbz2988247459
– Мученица Людмила святая княгиня – покровительница Чехии https://pravoslavie.wiki/sv-ljudmila.html
– Мученица Людмила княгиня Чешская http://days.pravoslavie.ru/Life/life1548.htm
– Память святой мученицы Людмилы https://ru.wikisource.org/wiki
– День памяти святой мученицы Людмилы http://hram-sereb.ru/index.php/sobytiya/601-pamyat-knyagini-muchenitsy-lyudmily-cheshskoj
– Жизнь и подвиги святой мученицы Людмилы https://radiovera.ru/zhizn-i-podvig-svjatoj-muchenicy-ljudmily-knjagini-cheshskoj-anna-lanceva.html
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.