
В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена прошел восьмой региональный Форум по развитию навыков просветительской деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций, который объединил более 200 педагогов, экспертов, представителей органов власти и научного сообщества из 11 регионов Северо-Западного федерального округа.
Встреча в Санкт-Петербурге завершила серию региональных форумов, которые ранее прошли в Волгограде, Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Благовещенске и Ставрополе.
Как отметила замглавы Минпросвещения РФ Ольга Колударова, именно родителям отводится ключевая роль в воспитании детей, от них зависит становление личности ребенка, его духовно-нравственные ориентиры. «Обладая многообразной информацией, родители тем не менее испытывают затруднения в вопросах воспитания, развития, обучения своих детей. Именно поэтому важно своевременно оказывать родителям качественную профессиональную поддержку со стороны педагогического сообщества», – подчеркнула Ольга Колударова.
Замдиректора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России Наталья Костюк рассказала, что поэтапное введение Программы просвещения родителей планируется во всех регионах страны в 2025‒2030 годах. Данная программа направлена на формирование у родителей единых подходов с детскими садами, оказание поддержки в вопросах образования, воспитания и укрепления здоровья детей, разъяснение оказываемых мер поддержки семьям. Она отметила, что форум – это возможность проанализировать уже накопленный опыт работы с родителями. А благодаря форумам, которые состоялись в различных субъектах Российской Федерации, можно будет обобщить этот опыт, добавила Наталья Костюк.
Ректор РГПУ имени Герцена Сергей Тарасов заявил, что университет продолжает лучшие традиции Санкт-Петербургского Воспитательного дома, где зарождалась подготовка воспитателей, с учетом столетнего опыта вузовской кафедры дошкольного образования. «Система дошкольного образования, на мой взгляд, – это ключевая система. Дошкольное детство – это самый сенситивный, самый сложный, одновременно благодатный период развития ребенка. Именно в этот период закладываются очень многие основания, фундамент дальнейшей жизни человека», – приводит пресс-служба Минпросвещения слова Сергея Тарасова.
Директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, доктор педагогических наук Елена Приступа выступила с просветительской лекцией «Семейные ценности и семейное воспитание». Также участники форума освоили техники подготовки и проведения мастер-лекций и лекций, научились объяснять семьям ребят сложные темы и обменялись опытом. Воспитатели посетили семь тематических секций, совместно с модераторами разработали методические продукты.
«Учительская газета» узнала мнение преподавателей и педагогов детских садов о Форуме по развитию навыков просветительской деятельности воспитателей дошкольных образовательных организации и его значении для дошкольной педагогики.
Маргарита Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета:
– Форум в Санкт-Петербурге стал значимой площадкой для профессионального обмена и укрепления практик просветительской деятельности воспитателей, объединив педагогов, исследователей и управленцев Северо-Западного федерального округа и представителей из разных субъектов РФ. Его проведение обозначило важный для системы дошкольного образования вектор – переход к системной, научно обоснованной поддержке родителей как ключевых участников воспитательного процесса. Представленные на форуме позиции федеральных экспертов подтвердили, что работа с семьями воспитанников становится стратегическим направлением, способным повысить качество дошкольного образования и обеспечить единые подходы к воспитанию и развитию детей на национальном уровне!
Значимость форума заключается в том, что он усиливает роль просвещения в укреплении семьи, поддерживает педагогов в освоении новых форм взаимодействия с родителями и способствует формированию современной культуры воспитания.
Совместно с Татьяной Викторовной Кротовой, доцентом кафедры дошкольной педагогики МПГУ, приняли участие в работе форума, представив профессиональному сообществу ответы на наиболее значимые вопросы, связанные с этапами, механизмами и содержательными аспектами внедрения Программы просвещения родителей в практику ДОО.
Татьяна Верижникова, старший воспитатель Детского сада №8 городского округа Красногорск:
– Семья – начало жизни человека, место, где ребенок получает свои первые уроки. В семье формируются основные моральные и нравственные принципы, закладываются основы поведения и взаимодействия с окружающими. Традиции, передаваемые из поколения в поколение, помогают детям понять, кто они, откуда пришли и какие ценности важны для их семьи. Как же сохранить то, что накапливалось столетиями? Как передать то важное, что есть в каждой семье? Как привить ребенку те ценности и традиции, которые передавались в семье из поколения в поколение?
В данном вопросе педагоги детского сада становятся связующим звеном между семьей и дошкольным учреждением, так как современные родители зачастую сталкиваются с множеством вопросов и трудностей в воспитании детей дошкольного возраста. В детском саду действует система многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей и родителей, нацеленная на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, приобщение воспитанников к семейным ценностям и традициям. Важно, что родители – помощники и партнеры, готовые поделиться самым добрым, интересным, важным и значимым для каждой семьи, готовы передать имеющийся опыт, мастерство. Для того чтобы обеспечить правильное развитие ребенка, важно проводить систематическую работу с родителями, направляя их внимание на значимые аспекты воспитания и развития дошкольника. Просветительская деятельность становится важнейшим инструментом взаимодействия педагогов детских садов и семей воспитанников.
Педагогическое сообщество получило незаменимый инструмент для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников – Программу просвещения родителей. Этот уникальный ресурс стал настоящей настольной книгой каждого воспитателя благодаря своей практической направленности и глубокому пониманию потребностей современной семьи. В Программе просвещения родителей представлены рекомендованные формы работы взаимодействия с родителями, методические материалы, анкеты, опросники и рекомендации. Использование данной программы дает возможность каждому педагогу эффективно организовать работу с родителями, сделать ее интересной, содержательной и продуктивной. Вместе с тем для успешного осуществления просветительской деятельности педагоги регулярно повышают свою квалификацию, изучают новые методики и технологии педагогического воздействия, активно обмениваются опытом с коллегами в рамках профессионального сообщества. Важно помнить, что развитие профессиональных навыков позволяет создать условия для эффективного взаимодействия педагогов и родителей, обеспечивая гармоничное развитие каждого ребенка.
Прошедший в Санкт-Петербурге восьмой региональный форум по развитию навыков просветительской деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций стал площадкой для конструктивного диалога между представителями власти, науки и практики. Это событие подчеркивает значимость профессиональной подготовки воспитателей и необходимость постоянного совершенствования педагогических технологий, внедрение инновационных методик воспитания детей дошкольного возраста, направленных на всестороннее развитие детей в условиях современного мира.
Ольга Байбакова, завкафедрой дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики Курского института развития образования:
– Форум в Санкт-Петербурге – это очень важное образовательное событие. То, что родители, воспитывающие детей, имеют право на достоверную информацию по вопросам воспитания дошкольников – факт. Но и педагогов необходимо обучать – формировать и развивать компетенции не только в трансляции психолого-педагогической информации, но и в обучении родителей практическим приемам коррекции поведения, организации игр и пр. Например, в конкурсе «Воспитатель года» появилось испытание «Мероприятие с родителями». В едином образовательном пространстве родители должны быть вместе с педагогами!


