Закончилась этнографическая экспедиция проекта «Москва – столица многонациональной России» в ВДЦ «Орлёнок». События первой половины июля 2024 года, состоявшиеся на побережье Черного моря, оставили яркие впечатления у сотрудников МПГУ. Своими наблюдениям и эмоциями от встречи с детьми в ВДЦ «Орлёнок» делится сотрудник Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Степан Овакимьян.
«В этом году организаторы отмечают особенно активную командную работу отрядов при прохождении олимпиады. В конце почти каждого мероприятия пионеры подходили к нам и просили дать ответы на некоторые вопросы, в том числе спрашивали про поездку в Москву. Когда лекторы проходили в зал, чтобы освободить место на сцене для проведения олимпиады, многие пионеры тянули к ним руки и просили «дать пять». Провожали орлята нас с просьбами «дать пять». Они называли нас «важные люди», «знаменитости», «важные шишки». Думаю, они были под большим впечатлением от нашего торжественного входа в зал и вдохновенного выступления Юрия Юрьевича. Благодаря поддержке и нескрываемой радости орлят от встречи с нами мы чувствовали себя именно так – «важными шишками».
Один мальчик, когда читали вопрос про предложение горцем руки и сердца с помощью броска шапки в окно девушки, вскочил с места и сообщил всему залу, что вариант ответа, где девушка, принимающая такое сватовство, выносила на улицу папаху, наполненную сладостями, не может быть верным. «С папахи сыпется шерсть, она прилипла бы к сладостям, которые в свою очередь замарали бы папаху. Такое действие со стороны девушки было бы воспринято как оскорбление, но никак не согласие на предложение руки и сердца», – пояснил знаток обрядов своего народа.
В одном из отрядов был школьник из Новосибирска с коротко-постриженным ирокезом. Вопрос про ирокезов вызвал в отряде восторг и всеобщее внимание к нему, а он в свою очередь был удивлён и одновременно горд, что носит «эксцентричную молодёжную причёску».
В серии интервью после завершения этноолимпиады в «Орлёнке» все опрашиваемые отметили, что вопросы олимпиады вызывали интерес и были не простыми – требовали размышлений, обращения к собственным опыту и знаниям. Все опрашиваемые согласились, что этноолимпиада и подобные просветительские мероприятия полезны для обучающихся в российских образовательных организациях, что они необходимы для общего просвещения и получения знаний о России и российских народах.
Приводим здесь записи интервью трёх победителей олимпиады – вожатой и двух школьников-пионеров 11-13 лет. Интервьюер – Степан Петрович Овакимьян, запись – студентка ИСГО Кристина Панулина.
Интервью 1.
Степан: Здравствуйте! Как Вас зовут, из какого Вы лагеря и откуда приехали?
Вожатая: Меня зовут Алина, я из Дозорного, я родом из Краснодара.
Степан: Скажите, а какие вопросы Этнографической олимпиады Вам показались наиболее сложными, а какие простыми?
Вожатая: На самом деле для меня вопросы были сложноваты, но интересны. Я включала свою логику, где-то что-то слышала, вспоминала, поэтому было не сложно, а сложновато.
Степан: Как Вам кажется, подобный проект уместен в таком детском лагере как Орлёнок? В других подобных лагерях и образовательных организациях? Нужно это вообще?
Вожатая: Да, конечно. Я считаю, что дети должны знать, что Россия многонациональная, дети должны знать традиции и устои всех народов России.
Степан: Спасибо.
Интервью 2.
Степан: Здравствуй! Как Вас зовут, из какого Вы лагеря и откуда приехали?
Пионер: Меня зовут Слеповский Даниил Александрович, я из Санкт-Петербурга, я нахожусь в 10 отряде, лагерь Олимпийская деревня.
Степан: Отлично. Какие вопросы Этнографической олимпиады тебе показались наиболее сложными, а какие простыми?
Пионер: Я не могу выделить какие-то наиболее сложные или наиболее простые вопросы. Они скорее шли как градиент: сначала были самые простые, потом в конце – самые сложные. И всё равно сложно выделить вопросы, которые не заставляли приложить усилия, не вызвали каких-то проблем. Просто было сложно везде, но очень интересно.
Степан: Спасибо. Скажите, такие мероприятия в Орлёнке или даже в твоей школе были бы уместны и интересны?
Пионер: Да, это было бы очень интересно. И не только уместно, но и полезно, чтобы все школьники были заинтересованы в России, в её этнографии, в её народах и совершенно разных национальностях.
Интервью 3.
Степан: Здравствуй, как тебя зовут? Откуда ты родом, какой лагерь и какой отряд?
Пионер: Здравствуйте, меня зовут Шпилько Полина, я приехала из города Краснодара, я в лагере Комсомольский, 8 отряд.
Степан: Какие вопросы Этнографической олимпиады тебе показались наиболее сложными, какие простыми?
Пионер: Вообще вопросы были такие сложноватые. Где-то надо было подумать, поразмышлять, повспоминать. Но в принципе я справилась.
Степан: Какой-то вопрос особенно понравился, запомнился?
Пионер: Да. Запомнился про национальную шапку – Папаху.
Степан: Отлично, не «ушанка», как многие писали… Хорошо. Как тебе кажется, такое мероприятие в рамках «Орлёнка» или, может, твоей образовательной организации было бы уместно? Интересно?
Пионер: Да. Мне кажется, что довольно интересно, ведь ты узнаёшь традиции других народов и в принципе про другие народы.
С. Овакимьян, К. Панулина
Обработка: М. Кривенькая