Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Провожали орлята нас с просьбами «дать пять»

Новости МПГУ

Закончилась этнографическая экспедиция проекта «Москва – столица многонациональной России» в ВДЦ «Орлёнок». События первой половины июля 2024 года, состоявшиеся на побережье Черного моря, оставили яркие впечатления у сотрудников МПГУ. Своими наблюдениям и эмоциями от встречи с детьми в ВДЦ «Орлёнок» делится сотрудник Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Степан Овакимьян.

«В этом году организаторы отмечают особенно активную командную работу отрядов при прохождении олимпиады. В конце почти каждого мероприятия пионеры подходили к нам и просили дать ответы на некоторые вопросы, в том числе спрашивали про поездку в Москву. Когда лекторы проходили в зал, чтобы освободить место на сцене для проведения олимпиады, многие пионеры тянули к ним руки и просили «дать пять». Провожали орлята нас с просьбами «дать пять». Они называли нас «важные люди», «знаменитости», «важные шишки». Думаю, они были под большим впечатлением от нашего торжественного входа в зал и вдохновенного выступления Юрия Юрьевича. Благодаря поддержке и нескрываемой радости орлят от встречи с нами мы чувствовали себя именно так – «важными шишками».

Один мальчик, когда читали вопрос про предложение горцем руки и сердца с помощью броска шапки в окно девушки, вскочил с места и сообщил всему залу, что вариант ответа, где девушка, принимающая такое сватовство, выносила на улицу папаху, наполненную сладостями, не может быть верным. «С папахи сыпется шерсть, она прилипла бы к сладостям, которые в свою очередь замарали бы папаху. Такое действие со стороны девушки было бы воспринято как оскорбление, но никак не согласие на предложение руки и сердца», – пояснил знаток обрядов своего народа. 

В одном из отрядов был школьник из Новосибирска с коротко-постриженным ирокезом. Вопрос про ирокезов вызвал в отряде восторг и всеобщее внимание к нему, а он в свою очередь был удивлён и одновременно горд, что носит «эксцентричную молодёжную причёску». 

В серии интервью после завершения этноолимпиады в «Орлёнке» все опрашиваемые отметили, что вопросы олимпиады вызывали интерес и были не простыми – требовали размышлений, обращения к собственным опыту и знаниям. Все опрашиваемые согласились, что этноолимпиада и подобные просветительские мероприятия полезны для обучающихся в российских образовательных организациях, что они необходимы для общего просвещения и получения знаний о России и российских народах.

Приводим здесь записи интервью трёх победителей олимпиады – вожатой и двух школьников-пионеров 11-13 лет. Интервьюер – Степан Петрович Овакимьян, запись – студентка ИСГО Кристина Панулина.

 

Интервью 1.

Степан: Здравствуйте! Как Вас зовут, из какого Вы лагеря и откуда приехали? 

Вожатая: Меня зовут Алина, я из Дозорного, я родом из Краснодара.

Степан: Скажите, а какие вопросы Этнографической олимпиады Вам показались наиболее сложными, а какие простыми? 

Вожатая: На самом деле для меня вопросы были сложноваты, но интересны. Я включала свою логику, где-то что-то слышала, вспоминала, поэтому было не сложно, а сложновато. 

Степан: Как Вам кажется, подобный проект уместен в таком детском лагере как Орлёнок? В других подобных лагерях и образовательных организациях? Нужно это вообще?

Вожатая: Да, конечно. Я считаю, что дети должны знать, что Россия многонациональная, дети должны знать традиции и устои всех народов России. 

Степан: Спасибо.

 

Интервью 2.

Степан: Здравствуй! Как Вас зовут, из какого Вы лагеря и откуда приехали? 

Пионер: Меня зовут Слеповский Даниил Александрович, я из Санкт-Петербурга, я нахожусь в 10 отряде, лагерь Олимпийская деревня. 

Степан: Отлично. Какие вопросы Этнографической олимпиады тебе показались наиболее сложными, а какие простыми?

Пионер: Я не могу выделить какие-то наиболее сложные или наиболее простые вопросы. Они скорее шли как градиент: сначала были самые простые, потом в конце самые сложные. И всё равно сложно выделить вопросы, которые не заставляли приложить усилия, не вызвали каких-то проблем. Просто было сложно везде, но очень интересно. 

Степан: Спасибо. Скажите, такие мероприятия в Орлёнке или даже в твоей школе были бы уместны и интересны? 

Пионер: Да, это было бы очень интересно. И не только уместно, но и полезно, чтобы все школьники были заинтересованы в России, в её этнографии, в её народах и совершенно разных национальностях.

 

Интервью 3.

Степан: Здравствуй, как тебя зовут? Откуда ты родом, какой лагерь и какой отряд?

Пионер: Здравствуйте, меня зовут Шпилько Полина, я приехала из города Краснодара, я в лагере Комсомольский, 8 отряд. 

Степан: Какие вопросы Этнографической олимпиады тебе показались наиболее сложными, какие простыми?

Пионер: Вообще вопросы были такие сложноватые. Где-то надо было подумать, поразмышлять, повспоминать. Но в принципе я справилась.

Степан: Какой-то вопрос особенно понравился, запомнился?

Пионер: Да. Запомнился про национальную шапку Папаху. 

Степан: Отлично, не «ушанка», как многие писали… Хорошо. Как тебе кажется, такое мероприятие в рамках «Орлёнка» или, может, твоей образовательной организации было бы уместно? Интересно?

Пионер: Да. Мне кажется, что довольно интересно, ведь ты узнаёшь традиции других народов и в принципе про другие народы. 

 

С. Овакимьян, К. Панулина

Обработка: М. Кривенькая

16 / 07 / 2024

Показать обсуждение