Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Заседание круглого стола «Позитивно-психологический подход в профилактике агрессии и асоциального поведения молодёжи»

Институт педагогики и психологии (новости)

В Институте педагогики и психологии МПГУ 6 декабря состоялся круглый стол «Позитивно-психологический подход в профилактике агрессии и асоциального поведения молодёжи», организованный Центром социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения. В работе круглого стола приняли участие научные работники, студенты и аспиранты университета. Мероприятие проходило в смешанном формате: оффлайн и онлайн.

Открыла заседание круглого стола Директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии развития личности, кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Сахарова. В своем выступлении она подчеркнула особую важность обсуждаемой проблематики, обозначила характерологические особенности поколений Y, Z, и α, отметила, что сущностные характеристики современного мира актуализируют исследования психологических и педагогических воздействий на молодежь.

Вниманию участников и гостей круглого стола был предложен ряд докладов. Директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, заведующий кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Артур Александрович Реан выступил с докладом на тему «Перспективы развития позитивно-психологического подхода». Отвечая на вопрос о том, что такое «позитивная психология», автор отметил, что с одной стороны – это наука, изучающая психологическое благополучие личности, с другой – направление, появившееся для уравновешивания массовых трендов научной психологии XX века, сконцентрировавшихся вокруг изучения психологических и психических патологий и способов их лечения, с третьей – эволюционный потомок гуманистического направления психологии, ставящий во главу угла эмпирику и экспериментальные  исследования, однако продолжающий идеологическое направление, заданное психологами-гуманистами. Докладчик отметил, что психологическое благополучие, конечно, предполагает наличие в жизни человека позитивных эмоций, их частое переживание. Они не просто имеют место в жизни счастливого человека, но составляют ее важную и значительную часть. Гедонистическая составляющая психологического благополучия и счастья – это позитивные эмоции, взятые сами по себе, не слишком связанные с размышлениями, интеллектуальным напряжением, умствованиями по поводу экзистенциальных проблем.

Другая важная составляющая психологического благополучия и его предпосылка – это вовлеченность, нахождение в потоке. Это может быть вовлеченность, связанная с работой, или с творчеством, или с воспитанием детей и еще со множеством других активностей личности. Здесь может быть сделана отсылка к идеям, высказанным в гуманистической психологии, например, Маслоу и Франклом, о самотрансцендеции человеческого существования, выходе за пределы самого себя, в котором и могут быть найдены смыслы и достигнута самореализация. Эмиль Золя в своем романе «Доктор Паскаль» утверждает даже, что вне самоотречения нет прочного счастья. Конечно, подчеркивает автор, вовлеченность, нахождение в потоке не предполагает самоотречения, но саморастворение – да.

Еще один важный компонент психологического благополучия, отмеченный в докладе – это взаимоотношения, социальные взаимодействия, общение. В самом общем виде позитивная психология утверждает, и это утверждение основано на исследованиях и фактах, что данный компонент вообще является неизменным атрибутом психологического благополучия и счастья. Взаимоотношения, социальные взаимодействия, конечно, обусловливает успех во многих делах и начинаниях, являются фактором этого успеха и адаптации. Однако взаимоотношения, социальные взаимодействия могут и не иметь утилитарного прагматического значения. В позитивной психологии они рассматриваются как самоценные. Не случайно в психологии есть понятие «фатическое общение», то есть общение, имеющее значение само по себе, общение ради общения. В гуманистической психологии, как известно, аффилиативная потребность – потребность во взаимоотношениях, общении, в принадлежности к социальной группе – относится к базовой, фундаментальной потребности человека.

Артур Александрович отметил, что другая краеугольная составляющая психологического благополучия – наличие смысла и цели. Какой бы, в гедонистическом смысле, не была бы насыщенной и успешной жизнь, она не будет нести психологического благополучия и счастья, если не сопряжена с определенными смыслами и целями. Это могут быть глобальные смыслы, определяющие жизнь человека на многие годы, или более локальные смыслы и цели. Как справедливо и афористично говорил Виктор Франкл, нет смысла жизни вообще, но каждый день и каждый час имеют свой смысл. И, наконец, еще один важный компонент психологического благополучия – это достижения, успех. Достижения и успех повышают самооценку, поддерживают ее на хорошем адаптивном уровне. Конечно, достижения и успех присутствуют не всегда. Но они должны быть и, для устойчивого психологического благополучия, их должно быть больше, чем неудач. Для психологического благополучия важны как сами достижения, так и обоснованная вера в собственные достижения и успех. Это то, что в психологии описывается понятием «самоэффективность».

Завершая свой доклад, Артур Александрович отметил, что фундаментальными направлениями деятельности Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения являются позитивная психология и педагогика, агрессия молодежи и её профилактика, а также аспекты семейного воспитания в их связи с векторами социализации подростков.

Аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ассистент кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, абсолютный победитель конкурса молодых ученых в области наук об образовании РАО 2022 года Алексей Андреевич Ставцев презентовал слушателям доклад «Позитивная психология и педагогика: модель VIA аспекты практического применения». В докладе был рассмотрен практический аспект использования позитивно-психологической модели «Values In Action» (VIA). Описывая проблемное поле позитивной психологии, автор отметил, что каждый из нас в жизни сталкивается с людьми жизнерадостными, счастливыми, стойкими, способными справляться с неизбежными трудностями, возникающими на жизненном пути. Данные люди обладают высокой психологической жизнестойкостью, оптимистичны и перед лицом объективных сложностей и даже трагических ситуаций способны противостоять депрессии, сохранять активность и вести полноценный образ жизни в сложившихся обстоятельствах. В позитивно-психологическом подходе изучаются характеристики, свойства и паттерны поведения таких людей, и те факторы, которые позволяют им быть психологически благополучными. Какие свойства личности ведут к психологической жизнестойкости, благополучию и счастью? Можно ли развить данные качества в каждом человеке? Каким образом можно стимулировать развитие данных личностных свойств? Именно на эти вопросы отвечает позитивная психология в первую очередь. Для поиска практических ответов на поставленные вопросы использовалась модель VIA. Исследовав 8000 педагогов РФ из 7 регионов, ученые выявили наиболее значимые сильные стороны личности педагогов, связанные с эффективностью педагогической деятельностью, психологическим благополучием и психологической жизнестойкостью, в том числе в аспекте защиты от профессионального выгорания. Автором была представлена «предиктивная модель психологического благополучия в профессиональной деятельности», с помощью которой возможна разработка эффективных программ профессиональной подготовки педагогов и программ профилактики профессионального выгорания.

Аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ассистент кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Андрей Олегович Шевченко представил доклад на тему «Геймификация как метод позитивной педагогики, анализ мирового опыта». В докладе были рассмотрены факторы увеличения вовлеченности студентов и школьников с учетом трендов среди молодежи. За основу была взята модель позитивной педагогики, которая акцентирует внимание не только на академических успехах обучающегося, но и на его благополучии. «Благополучие» в рамках позитивно-психологической модели — это сочетание «положительной аффективности» и деятельности. В докладе констатировалось, что позитивная педагогика направлена на формирование эффективных механизмов выполнения роли образовательных организаций как одного из ключевых «агентов социализации личности». Так, для эффективного обучения требуется выстраивание оперативной и адекватной «обратной связи», демократизация роли педагога и интеграция новых интерактивных форм взаимодействия. Помимо этого, в докладе было описано состояние «психологического потока»: на основе работ Михая Чиксентмихайи представлены характеристики и критерии достижения состояния «потока» в образовательном процессе. Состояние «потока» отличается интенсивной и целенаправленной концентрацией на настоящем моменте, чувством личного контроля или свободы действий над ситуацией, искажением временного восприятия, а также переживанием деятельности как внутренне полезной.  Игра становится естественным объектом для изучения состояния «потока» и инструментом позитивной педагогики. Таким образом, превращение сложных образовательных программ в игру может быть эффективным в увеличении погруженности и вовлеченности. Основой вовлечения является мотивация, которая формируется и за счет наблюдения, и за счет обратной связи. В свою очередь, геймификация – это процесс придания неигровой деятельности игровых свойств. В докладе были представлены примеры геймифицированных образовательных программ, которые показали свою эффективность и зарекомендовали себя в профессиональном сообществе: Yousician, Classcraft, Hall of Heroes, Labster, FearNot! и Energy Economics through the Game. При этом, по мнению докладчика, средства геймификации можно эффективно использовать для включения в психологические практики, для развития просоциальных качеств и профилактики асоциальных форм поведения.

В ходе пленарного обсуждения состоялась активная дискуссия между слушателями и докладчиками, были осуждены актуальные вопросы теории и практики позитивной психологии и педагогики. Круглый стол посетила делегация ученых из Республики Казахстан НАО Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, они поделились результатами своих исследований и выразили надежду на плодотворное международное научное сотрудничество.

В дар участникам круглого стола организаторы подготовили ряд научных изданий, авторами которых являются сотрудники Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, и которые несомненно пригодятся в учебной и профессиональной деятельности: учебно-методические пособия «Позитивные психологические интервенции: компендиум практических упражнений» и «Позитивная педагогика и психология: системный подход к улучшению школьной среды» (их также можно скачать по ссылке воспитание21век.рф/библиотека), учебно-методическое пособие «Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений» (книга для учителя), а также монографию «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта».

Фотографии с мероприятия доступны по ссылке.

 

 

Ассоциированные научные публикации:

  1. Позитивные психологические интервенции: компендиум практических упражнений : учебно-методическое пособие / А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин, А. В. Егорова; под ред. академика РАО А. А. Реана. – Москва : МПГУ, 2022. – 172 с. : ил.
  2. Позитивная педагогика и психология: системный подход к улучшению школьной среды : учебно-методическое пособие / А. А. Реан, А. А. Ставцев, И. А. Коновалов, Е. С. Кошелева; под ред. академика РАО А. А. Реана. – Москва : МПГУ, 2022. – 56 с. : ил.
  3. Реан А.А., Шевченко А.О., Ставцев А.А. Цифровая геймификация как инструмент позитивной педагогики // Педагогика. 2022. Т. 86. № 10. С. 17-27.
  4. Ставцев А. А. Позитивная психология как инструмент социализации, воспитания и ресоциализации личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 4. – С. 332-335.
  5. Реан А. А., Шевченко А. О. Геймификация для развития эмпатии и профилактики буллинга как формы девиантного поведения // Российский девиантологический журнал. 2022. №. 2 (3). С. 288-298.
  6. А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности / // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 2(46).
  7. А. А. Ставцев, А. А. Реан, Р. Г. Кузьмин. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA — IS120) // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 4(105). – С. 681-699.
  8. А. А. Реан, А. А. Ставцев, А. В. Егорова. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 82. – С. 191-207.
  9. А. А. Реан, А. А. Ставцев. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности / // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 371-388.
  10. А. А. Реан, А. А. Ставцев, Р. Г. Кузьмин. Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога // Психология человека в образовании. – 2021. – Т. 3. – № 4. – С. 461-473.
  11. А. А. Реан, А. А. Ставцев. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – С. 37-59.

 

 

10 / 12 / 2022

Показать обсуждение