27 марта 2025 года в Российской академии образования прошел круглый стол «Психологическое благополучие: концепт, измерение и результаты исследований», собравший ведущих ученых, преподавателей, студентов и специалистов в области психологии. Мероприятие прошло в смешанном формате.
Организатором круглого стола выступила Российская академия образования (Отделение психологии и возрастной физиологии РАО, Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства и Научный совет РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся).
В качестве модераторов круглого стола выступили академик РАО, доктор психологических наук, профессор, председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, председатель научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ Артур Александрович Реан и академик РАО, доктор психологических наук, профессор, член Президиума РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, заведующий лабораторией возрастной психогенетики ФНЦ ПМИ Сергей Борисович Малых.
Открыл заседание круглого стола Сергей Борисович Малых, выступив с приветственным словом, в котором подчеркнул необходимость изучения психологического благополучия в связи с изменяющейся и непредсказуемой обстановкой в мире.
Вниманию слушателей было представлено два доклада: «Психологическое благополучие: что это такое и как его измерять?» (А.А. Реан) и «Психологическое благополучие: картина эмпирического изучения» (с которым выступил Алексей Андреевич Ставцев, кандидат психологических наук, ученый секретарь научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, заместитель руководителя НИР «Позитивная психология и педагогика», аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ).
В ходе экспертного обсуждения были рассмотрены методологические аспекты изучения психологического благополучия, влияние на него разных факторов, а также перспективы внедрения научных разработок в практическую деятельность.
Артур Александрович подчеркнул важность изучения психологического благополучия в современной науке. Он отметил терминологическую неопределенность и сложность в определении и измерении благополучия, подчеркнув, что психологическое благополучие, как многомерное понятие, включает в себя субъективные и объективные аспекты благополучия. Обсудил с участниками гедонистический и эвдемонистический подходы к благополучию. Рассмотрел методики Э. Динера и К. Рифф, которые могут включать элементы обоих подходов, и сослался на «Шкалу психологического благополучия» К. Рифф и модель «PERMA» М. Селигмана как примеры измерения благополучия. Также он заострил внимание на необходимости комплексного подхода к изучению и повышению благополучия.
Алексей Андреевич представил результаты эмпирических исследований, проведенных Центром социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ в 2021–2024 гг. под научным руководством А.А. Реана. Они охватили более 14 000 респондентов из разных социальных групп. В них изучались психологическое благополучие, профессиональное выгорание и сильные стороны личности работников образования и студенческой молодежи. По результатам исследований – 43% педагогов РФ имеют неудовлетворительное благополучие и 55% – высокое выгорание. Были выявлены сильные стороны личности, стимулирующие благополучие и снижающие негативное влияние выгорания, обозначенные как квартет психологической жизнестойкости: любознательность, энергичность, благодарность, оптимизм. Также он отметил, что совместно с лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова ИП РАН, под руководством академиков РАО А.А. Реана и Ю.И. Александрова проведено исследование «Социально-психологические и психофизиологические индикаторы психологического благополучия и просоциального поведения молодежи».
В обсуждении приняли участие ведущие исследователи и преподаватели: доктор психологических наук, профессор, член учёного совета и заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ФНЦ ПМИ Кабардов Мухамед Каншобиевич, доктор психологических наук, профессор, почетный член РАО, заслуженный деятель науки РФ Богоявленская Диана Борисовна, академик РАО, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ФНЦ ПМИ, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО Тихомирова Татьяна Николаевна, помощник главного учёного секретаря президиума научно-методического совета РАО, главный специалист Отделения психологии и возрастной физиологии РАО Моцарт Наталья Владимировна. В онлайн-формате активное участие приняли академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Солдатова Галина Владимировна, которая обратила внимание на проблемы, касающиеся цифровой социализации и цифрового благополучия, и академик РАО, вице-президент РАО, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ Цветкова Лариса Александровна, которая обратила внимание на терминологическую дифференциацию психологического и субъективного благополучия и работу психологической службы в представленном к обсуждению контексте.
В круглом столе приняли участие сотрудники Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ, а также преподаватели и студенты Института педагогики и психологии МПГУ (кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Щербина Анна Ивановна).
Круглый стол стал значимой платформой для обмена знаниями и опытом между исследователями, практиками и будущими специалистами. Обсуждение подтвердило актуальность изучения психологического благополучия и необходимость дальнейшего развития инструментов его оценки и практической работы.