4 июня 2025 г. преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – доцент Луиза Игоревна Адамян и профессор, к. психол.н. Алексей Сергеевич Обухов – провели для педагогов госпитальных школ «УчимЗнаем» научно-методический семинар, посвященный вопросам поддержки исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и научно-практическим аспектам Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», организуемого при поддержке Института детства МПГУ.
В этот день в Центре знаний профессиональных компетенций и наставничества по госпитальной педагогике «УчимЗнаем» – Заботливая школа» собрались заинтересованные педагогики-практики, которые готовят ребят в госпитальных школах для участия в Конкурсе. Во встрече также участвовали: руководитель службы кадрового потенциала Проекта – Александр Федорович Лоскутов и руководитель методического объединения педагогов дошкольного объединения – Лилия Ильдаровна Смирнова.
Луиза Игоревна и Алексей Сергеевич рассказали об идее конкурса, его основных задачах, структуре, этапах, делились опытом проведения конкурса в Москве, в регионах России и на всероссийском этапе в Сочи; давали советы по подготовке детей к участию в нем и защите проектов, обсуждали специфику проведения исследовательской работы с детьми, находящимися на длительном лечении.
На семинаре были даны методические рекомендации по построению такого исследования, которое учитывало бы, прежде всего познавательный интерес ребенка, способствовало развитию его самостоятельности и инициативности. Обсуждались также типичные ошибки, которые встречаются в исследовательских работах детей, разбиралось, что может выдаваться за исследовательскую деятельность, но таковым не являться.
Так как основная цель конкурса – «развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей», то особое внимание было уделено позиции взрослого, ведь его роль в этом возрасте особо значима. Ведущие семинара подчеркнули, что действия взрослого должны быть направлены не на внешние показатели результата, а на самого ребенка, важно не то, какое место ученик займет в итоге интеллектуально-творческого состязания, а смог ли он овладеть методом исследования, ее культурой, смог ли почувствовать радость от возможности поделиться своим результатом с другими и самому узнать про то, что изначально было интересно другому.
Конкурс «Я – исследователь» с самого начала своего существования объединяет вокруг себя отзывчивых неравнодушных людей: учителей, педагогов дополнительного образования, родителей – всех, кто готов поддержать ребенка в его естественном стремлении – познавать и развиваться. Важно и значимо, что эти профессиональные ценности кафедры психологической антропологии разделяют специалисты госпитальных школ «УчимЗнаем». Тьюторы, педагоги дошкольного, начального школьного образования, учителя иностранных языков, математики, физики и биологии в завершении методического семинара выразили благодарность Луизе Игоревне и Алексею Сергеевичу за то, что они помогли понять основную идею Конкурса, направленного на поддержку развития познавательной активности и навыков исследовательской деятельности.
Фото: Л.И. Адамян, «УчимЗнаем»
Кафедра психологической антропологии Института детства