Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Кафедра психологической антропологии на XXX Чтениях им. В.И. Вернадского

Новости МПГУ

С 17 по 21 апреля 2023 г. в Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова прошла работа очного тура Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского с международным участием – XXX Чтений им. В.И. Вернадского.  Юбилейное мероприятие собрало школьников и их руководителей со всех уголков нашей страны – от Калининграда до Улан-Удэ, а также к работе присоединились юные коллеги из Киргизии. В этом году на заочный тур было подано 1597 работ. К очному туру были допущены 772 исследования.

Данный проект рассчитан на подростков, увлеченных наукой. Конкурс им. В.И. Вернадского проходит по 18 естественнонаучным и техническим и 13 гуманитарным секциям. Молодые исследователи получают возможность представить результаты своего труда – на заочном этапе (каждый получает развернутую рецензию от специалиста в конкретной области), а затем (по рекомендации рецензента) на очном туре в Москве. Помимо этого Чтения включают в себя конкурс для младших школьников «Тропой открытий». Чтения им. Вернадского проводятся при поддержке специалистов из образовательных и научных учреждений России – МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского военно-исторического общества, Института микробиологии им. С.Н. Виноградского ФИЦ Биотехнологии РАН, АНО ВО «РосНОУ», НИЦ «Курчатовский институт», РГАУ-МСХА, ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии, МГПУ, НИУ ВШЭ, Неправительственного экологического фонда им.В.И. Вернадского и многих других.

В работе Конкурса в качестве рецензентов и экспертов ежегодно принимают участие сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства нашего университета. Под руководством профессора кафедры психологической антропологии Института детства, к.психол.н., руководителя научной программы Конкурса Алексея Сергеевича Обухова работала секция «Человек в современном мире». Преподаватели кафедры – рецензенты и эксперты секции: заведующий кафедрой психологической антропологии, к.психол.н., доцент Луиза Игоревна Адамян; к.филол.н., доцент Елена Игоревна Адамян; старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева; к.п.н., доцент Нина Леонидовна Кондратьева; к.психол.н., доцент Екатерина Вячеславовна Трифонова. Секцией «Образование: история и современность» уже не первый год руководит доцент кафедры психологической антропологии, к.филол.н. Инна Сергеевна Конрад.  Рецензенты секции – канд.психол.н., доцент кафедры Наталья Михайловна Родина и ст. преподаватель кафедры психологической антропологии Елена Борисовна Колосова.

Очный тур – место обмена результатами собственных наработок, возможность познакомиться с интересными людьми и найти себе друзей. Программа недели включает научный лекторий, мастер-классы, творческие конкурсы. Одной из особенностью Чтений является междисциплинарная секция: участники, знакомясь и исследованиями друг друга, могут найти себе «научную пару» и попытаться объединить свои знания для постановки новой научной проблемы. Конкурс междисциплинарых исследований конкурс направлен на решение одной из главных задач Чтений – создание такой образовательной ситуации, которая  инициировала бы встречу и погружение в совместную деятельности для участников из разных регионов, увлеченных разнообразными направлениями исследований.

Участники юбилейных Чтений им. В.И. Вернадского в очередной раз продемонстрировали высокую заинтересованность в решении научных проблем, а также показали свое стремление к созиданию: растет число работ экологической направленности, усиливается интерес к традиционной культуре народов России. Авторы изучают проблемы подростков и современной школы и предлагают свои пути решения.

В работе стендовой сессии также приняли участие студенты 1 курса кафедры психологической антропологии Института детства программы «Прикладная психология в инклюзивном образовании». Чтения стали местом получения нового опыта – экспертирование учебно-исследовательских работ, а также будущие психологи смогли попробовать себя в роли вдумчивых научных критиков.

Вера Есенкова: «На чтениях им. В.И. Вернадского я была стажёром и слушала выступления детей вместе с двумя экспертами. Всего мы прошли восемь работ и достаточно длительное время проводили возле каждой из них.

Во-первых, мне очень понравилось, насколько заинтересованными были эксперты в этих работах. Они задавали очень много вопросов не только по структуре исследования, но и по содержанию и было видно, что каждая тема вызывала у них интерес. При этом вопросы были продуманными, чёткими и по содержанию, а также очень исчерпывающими, после них у меня самой не оставалось вопросов.

После каждого выступления, эксперты также давали рекомендации, что нужно улучшить, принять во внимание…

Ещё один момент, который хочется отметить – это слаженность работы двух экспертов. Один из них задавал вопросы по содержанию работы, а другой по структуре, они как бы разделили вопросы между собой и поэтому, как мне кажется, не пропустили ничего важного в каждой из работ…

В заключение, хочется сказать, что это было ценным опытом для меня, наблюдать за работой опытных экспертов. Надеюсь, этот опыт поможет мне в будущем, если я попаду на подобные мероприятия».

Патима Гаджикадиева: «Я принимала участие в данном конкурсе в качестве стажера эксперта в секции “Образование: история и современность”.

Для меня, как для человека, который относительно недавно погрузился в изучение исследовательской деятельности, крайне интересно было, какие тематики выбрали ребята для своих работ…

…Работа “Гимназическое образование на рубеже XIX–XX веков на примере Десятой Санкт-Петербургской гимназии: взгляд гимназиста и взгляд чиновника” Канторовых Лукианы и Серафимы, учениц 8 класса лицея МПГУ потрясла меня уровнем подготовки и степенью вовлеченности авторов в данное исследование. А целью, которую преследовали Лукиана и Серафима, являлось выявление различие в представлении аспектов гимназического обучения и воспитания учеником и директором данного учебного заведения.

…Участие в XXX Чтениях имени В. И. Вернадского является для меня уникальным и несравнимым ни с чем опытом, который я бы с удовольствием повторила в следующем году!»

Полина Бабушкина: «18 апреля я посетила Университетскую гимназию МГУ, где проходил ХХХ Всероссийские с международным участием Чтения имени Владимира Ивановича Вернадского. Этот конкурс посвященный 160-летию со дня рождения В. И. Вернадского. Сначала там было вступление, рассказали, что это за традиции, сколько лет проходит уже данное мероприятие и самое главное и интересное как вообще появилось такое мероприятие.

Главные отличительные особенности Конкурса: возможность прямого участия любого школьника из России и Зарубежья, выполнившего исследовательскую работу; рецензирование каждой поступившей работы специально приглашенным ученым, работающим в соответствующей научной области, с предоставлением рецензии автору.

Я прослушала три самопрезентации участников, первое на что я обращала, это как они рассказывают, нервничают ли, понимают ли они о чем говорят».

 

Фото предоставлены мультимедийным отделом

Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова

 

27 / 04 / 2023

Показать обсуждение