6 и 14-15 апреля 2023 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, канд.психол.н. доцент Е.В. Трифонова приняла участие в работе регионального Ямало-Ненецкого этапа Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Организатор регионального этапа, МБУДО «Детская Экологическая станция города Новый Уренгой», реализует конкурс как полноценный образовательный проект как для детей, так и для педагогов, родителей, научных руководителей, экспертов и стажеров, вовлеченный в детскую исследовательскую деятельность. Конкурсу предшествовала подготовка, включающая онлайн семинар «Специфика экспертной позиции и экспертная оценка в условиях ежегодного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», который Е.В. Трифонова провела 6 апреля и на котором были представлены требования к экспертам конкурса, разведены понятия оценки и экспертизы, обозначены основные точки экспертной позиции. Е.В. Трифонова со слушателями провела детальный анализ одной из конкурсных работ, показав основные моменты для оценки и их связь с особенностями детского развития. Слушатели (эксперты и эксперты-стажеры) убедились в том, что яркая насыщенная работа – это еще не показатель хорошей, и сами отметили, что для понимания самим ребенком было бы эффективнее разбить её на три или четыре отдельных (а так за обилием информации, которая была связана тематически, но не логически, по смыслу, ребенок так и не понял сути своей работы, смысла некоторых экспериментов, которые он провел). По окончании вебинара слушатели благодарили Е.В. Трифонову, отмечая, что теперь им гораздо понятнее многие вещи, которые раньше просто не рассматривались как значимые.
14 и 15 апреля Е.В. Трифонова приняла участие в ряде мероприятий в рамках собственно Регионального этапа всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь».
14 апреля началось с первой части семинара «Путь исследователя и проектировщика: замысел, реализация, рефлексия», на котором Е.В. Трифонова и Л.Г. Корчемнова раскрыли для научных руководителей и стажеров конкурса специфику рождения и педагогической поддержки замысла исследовательской работы, специфику онтогенетического становления компонентов исследовательской деятельности и их последовательность появления в деятельности ребенка. Затем, после торжественного открытия конкурса, Е.В. Трифонова выступала экспертом на стендовых защитах работ, попутно курируя деятельность стажеров конкурса. Исследовательские работы в этот раз представили ребята из Салехарда, Ноябрьска, Муравленко, Губкинского, Лабытнанги, Нового Уренгоя, Надымского, Ямальского, Шурышкарского, Тазовского, Приуральского, Пуровского районов.
На следующий день, во время проведения пленарных слушаний, Е.В. Трифонова приняла участие в работе секции «Естественнонаучная: живая природа», после которой состоялся круглый стол с руководителями юных исследователей, а затем, пока жюри подводило итоги, научные руководители, эксперты и стажеры участвовали в заключительной части семинара «Путь исследователя и проектировщика: замысел, реализация, рефлексия». В его рамках Е.В. Трифонова еще раз раскрыла для научных руководителей смысл оценочных критериев конкурса и с их помощью слушатели семинара оценили две работы, снятых накануне в рамках стендовых защит.
На торжественном закрытии конкурса Е.В. Трифонова и и кандидат педагогических наук, заместитель главы администрации города Новый Уренгой М.О. Терещенко торжественно вручили награды победителям, которые поедут на Всероссийский этап.