Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Кафедра психологической антропологии на IV Научно-практической конференции «Что и как читают наши дети»

Новости МПГУ

21 – 22 мая 2025 г. сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – кандидат педагогических наук, доцент Елена Сергеевна Рычагова и старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева – приняли активное участие в IV Научно-практической конференции «Что и как читают наши дети», которая прошла в Российской государственной детской библиотеке. Мероприятие организовано совместно с Московским государственным институтом культуры, Институтом изучения детства, семьи и воспитания, Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и АНО Культурно-образовательный проект «Страна Читалия».

На конференции обсуждались следующие темы: трансформация детского и подросткового чтения; проблемы и задачи передачи традиции семейного чтения и культурного кода от поколения к поколению; формы и методы приобщения к чтению дошкольников, школьников и подростков; информационные ресурсы для продвижения книги и чтения; совместные проекты библиотек и учреждений образования по продвижению духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию с помощью книги и чтения и др. В форуме приняли участие сотрудники библиотек разных уровней, ведущие специалисты в области продвижения чтения среди детей и подростков учреждений культуры и образования.

В рамках конференции проходил XVI Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка». Ведущими круглого стола были Е.С. Рычагова совместно с Д.А. Сторублевцевой, заведующей кафедрой теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества МГИК, и Н.Д. Григорьевой, главным библиотекарем отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения. Палитра исследовательских интересов в области литературного чтения была представлена разнообразно – приемы осмысленного чтения и эстетического восприятия текста, проблематика современной школьной повести, психологический детектив как новый формат литературы для подростков, влияние кинематографа на формирование литературных вкусов молодежи и др.

Большой интерес вызвал доклад М.Е. Архиповой, воспитателя школы № 1861 «Загорье» «Потешки читаем, смыслы в творчестве отображаем». Методическое руководство работой педагога осуществляли в рамках сотрудничества с дошкольным отделением преподаватели кафедры психологической антропологии И.Н. Воробьева и Е.С. Рычагова.

Сотрудники кафедры психологической антропологии посетили два мастер-класса: «Правильно читаю – грамотно пишу» (ведущий Безрукова О.А), на котором рассматривался вопрос о том, когда и как – по каким методикам – нужно ребенка учить читать, и «У каждой сказки запах особый» (ведущий Климкина О.Б.), посвященный необычным ароматам книг, с помощью которых можно привлечь ребенка к чтению.

Работа конференции и круглого стола прошла содержательно и плодотворно, участники благодарили за полученный новый опыт, который они будут применять в своей работе. Многогранное деловое партнерство с РГДБ и Школой № 1861 «Загорье» способствует освоению инновационных подходов к выстраиванию образовательных маршрутов в области дошкольного образования. Использование передового опыта практики в рамках курсов для студентов Института детства будет способствовать качеству обучения студенческой молодежи.

Онлайн-слушателями конференции были студенты 1 и 2 курса программы «Госпитальная  педагогика» Екатерина Брусиловская и Татьяна Харченко. Они поделились своими впечатлениями.

Екатерина Брусиловская: «22 мая продолжилась конференция в РГДБ. Спасибо, что была такая возможность, как приехать, так и подключиться онлайн. Для меня это очень значимый опыт: и как воспитателю, работающему в детском саду, и как матери ребенка дошкольника, и как студента магистратуры МПГУ (госпитальная педагогика). В наше время проблема чтения актуальна, потому что сейчас век информатизации. На конференции освещались разные темы, такие как семейное чтение, речевое развитие на уроках литературы, погружение в мир поэзии дошкольников и многое другое. Конференция мне очень понравилась, было интересно слушать таких увлеченных педагогов, специалистов. Для моей будущей научной работы все это оказалось познавательно. Надеюсь, на будущий год на конференции у меня получится поделиться своим опытом. Спасибо за приглашение».

Татьяна Харченко: «Прослушав доклады в рамках IV Научно-практической конференции «Что и как читают наши дети», я осталась под большим впечатлением от глубины и многогранности обсуждаемых вопросов. Особенно остро и актуально прозвучала тема трансформации детского и подросткового чтения в современных цифровых реалиях. Запомнились тезисы о рисках цифровизации, таких как вытеснение глубокого чтения, избыточная субъективность восприятия и поверхностная работа с текстом, которые ведут к формальному отношению к произведению, вольным ассоциациям, ошибочным трактовкам, “потере лирического героя” и дискретности восприятия, когда произведение буквально “рассыпается на отдельные элементы”. Это ставит перед нами новые вызовы, требующие осмысления и адаптации. В этом контексте особенно ценными стали рассуждения о подростке как о начинающем, формирующемся читателе. Подчеркивалась необходимость качественного анализа произведений для заинтересованности и развития читательской компетенции. Идея о том, что диагностика уровня должна быть формирующе-обучающей, сопровождаться обучающими модулями с примерами, терминами и контекстуальными сведениями, видится очень продуктивной, так как это активирует зону ближайшего развития подростка и помогает ему учиться формулировать собственные мысли. Большой интерес вызвали конкретные формы и методы приобщения к чтению. Впечатлил доклад педагога, живущего в ОАЭ и проводящего онлайн-занятия с детьми, направленные на сохранение интереса (чтение вслух и обсуждение, смешные тренажеры, написание историй, чтение комиксов по ролям, изготовление “книгогусениц”), так и отечественные разработки. Например, работа над созданием медиапроектов-буктрейлеров, которые не только продвигают книгу, но и затрагивают важные воспитательные аспекты: знакомство с примерами поведения великих людей, формирование отношения к национальным традициям через сказки, совершенствование представлений об окружающем мире и формирование ценностного отношения к собственной жизни. Особо хочу отметить блок, посвященный популяризации книги и чтения через инновационные, в том числе сенсорные подходы. Проекты вроде интерактивной экскурсии “Запахи сказок”, “Литературно-ароматных вечеров”, создания “ароматных иллюстраций” или даже поиска духов по мотивам жизни и произведений П.И. Чайковского на стыке культурологии, парфюмерии и филологии – это невероятно креативный и, уверена, эффективный способ увлечь современных детей, показав, что книга может быть источником мультисенсорных впечатлений. Неизменной остается ценность передачи традиции семейного чтения и культурного кода от поколения к поколению, а также повышения мотивации родителей к совместному чтению с детьми. Конференция еще раз подчеркнула важность смыслового чтения и обсуждения прочитанного для формирования духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания, а также для помощи в решении жизненных проблем через обращение к классическим произведениям. Конференция оставила ощущение не только глубокого погружения в проблематику, но и вдохновила конкретными идеями и инструментами, показав, что, несмотря на вызовы времени, у нас есть множество путей для развития читающего поколения. Появилось желание глубже изучить предложенные методики и, возможно, адаптировать некоторые из них для своей практики».

Кафедра психологической антропологии Института детства

23 / 05 / 2025

Показать обсуждение

Обсуждение

Марина Евгеньевна Архипова, 25 / 05 / 2025 в 21:00

Признательна преподавателям кафедры психологической антропологии Е.С.Рычаговой и
И. Н. Воробьевой за руководство моим творческим проектом и оказание методической помощи в организации работы с детьми раннего возраста.Спасибо за приглашение выступить на круглом столе в РГДБ!
М.Е.Архипова, воспитатель.

    Институт детства, 26 / 05 / 2025 в 12:43

    Благодарим за теплые слова в адрес преподавателей Института детства МПГУ!