6 мая 2025 г. сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – кандидат психологических наук, доцент Екатерина Вячеславовна Трифонова, кандидат педагогических наук, доцент Елена Сергеевна Рычагова и старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева – приняли участие в семинаре-практикуме «Организация работы современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО», который прошел в дошкольном отделении школы № 1861 «Загорье» и был адресован воспитателям дошкольных групп, старшим воспитателям и инструкторам по физической культуре. На мероприятии присутствовало более 100 человек.
Целью семинара было погружение педагогов города Москвы в практику современных форм работы с детьми для качественной реализации образовательной программы дошкольного образования. В рамках семинара были показаны возможности применения разнообразных современных форм организации образовательной деятельности с детьми, соответствующих требованиям ФГОС ДО. Педагоги получили практический инструментарий (средства) для выстраивания образовательного процесса с поддержкой детской инициативы.
Семинар открылся выступлением Е.В. Трифоновой на тему «Векторы и перспективы современного дошкольного образования», где были обозначены основания изменений, происходящих в современном образовании, в том числе дошкольном, что приводит к появлению новых нормативных документов, работа по которым требует иных ориентиров, иных педагогических подходов и иных форм работы.
Е.С. Рычагова модерировала работу секции «Литературная гостиная». Художественная литература как искусство слова оказывает глубокое влияние на развитие ребенка, формируя трепетное отношение к языку. Даже самые юные читатели, погружаясь в мир детской литературы, обогащают свой эмоциональный и социальный опыт. Литературная гостиная – единое пространство для личностно значимого содержательного диалога, позволяющего сопереживать и сочувствовать персонажам произведений.
И.Н. Воробьева модерировала работу группы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству. Малые фольклорные формы дают возможность детям малышам погрузиться в мир художественно-эстетического видения окружающего и почувствовать красоту родного слова. В деятельности ребенка воедино слитными оказываются выразительное слово, игровое действие и передача образов в рисунке.
Е.В. Трифонова сопровождала работу локации по поддержке и сопровождению детской игры. Игра, вопреки бытующим представлениям, нуждается в создании адекватных условий для ее развития, не только предметных, но и социальных, и временных. Без них есть риск ухода из жизни детей ведущей деятельности. Актуальность темы определяется необходимостью реализации положений ФГОС ДО и ФОП ДО о поддержке детской инициативы и об обеспечении условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Работа семинара-практикума прошла содержательно и плодотворно, участники благодарили за новый опыт, который они будут применять в своей работе. Сотрудники кафедры будут опираться на представленные на мероприятии передовые практики в работе со студентами Института детства, создавая условия для дальнейшего развития отечественного дошкольного образования.
Наталья Васильевна Белякова, старший воспитатель: «Такие мероприятия, помогают не только желать больших перемен, но и встать на тропинку перемен и делать конкретные “шаги”, а значит – действия к воплощению концепции образования, ориентированной на ребёнка. Радует активность коллег из Межрайонного совета директоров школ районов Южного округа, которые присоединились к семинару-практикуму, их активность в обсуждении, интерес к технологиям, которые используют в работе воспитатели дошкольных групп нашей школы. Это даёт надежду на совместное и плодотворное сотрудничество и все более качественное дошкольное образование, ориентированное в будущее».
Александра Александровна Сухорукова, старший воспитатель: «Прошло замечательное событийное мероприятие, где педагоги погрузились в развивающую среду нашего детского сада. Педагогам предоставилась возможность присоединиться к работе на разных площадках, увидеть организацию утреннего круга, где дети свободно рассуждают, высказываются, предлагают свои идеи и планируют день; творят художественные образы и моделируют с помощью деревянного конструктора. Как много мы говорим про ведущую деятельность детей – игру, но при этом забываем про условия для её создания в группе. Я уверенна, что многие коллеги ушли с новыми идеями, мыслями и с вопросами, в которых хочется разобраться».
Кафедра психологической антропологии Института детства