30 мая 2025 г. в Институте детства под руководством доцента кафедры психологической антропологии Натальи Борисовны Ковалевой состоялся круглый стол по обсуждению основных проблем, вызовов и поисков путей их решения в сфере трансграмотности. В представленных докладах участники обобщили большой массив материала и выделили основные тезисы, каждый из которых получил экспертное обсуждение. Круглый стол сопровождался небольшим мастер-классом от Н.Б. Ковалевой по выявлению вмененных ценностей и установок, скрытых за глянцем рекламных плакатов и новостных СМИ. Наиболее сложными вопросами развития трансграмотности в эпоху цифры оказываются вопросы, связанные с поиском технологий выявления фейков, противостояния манипуляциям, фишингу и агрессивному контексту, позиционного анализа текста. По мнению участников, со-творческое обсуждение оскароносного фильма 2010 года «Плутовство или хвост виляет собакой» в технологиях медиагерменевтики позволило прояснить многие вопросы и сделать собственные открытия в понимании перспектив и технологий развития трансграмотности. Обратимся к их откликам.
Екатерина Ломовцева, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «В процессе обсуждения на круглом столе 30.05 каждый из участников презентовали доклады о медийно-информационной грамотности и Российской карте МИГ, познакомились с исследованиями лаборатории Касперского, также поговорили о видах опасности в интернете. Познакомились с пошаговыми инструкциями и рекомендациями о том, как отличить фейковый текст и фото. Все темы показались мне очень важными для современного обывателя – они позволили узнать как о статистических данных вовлеченности взрослых и детей в цифровой мир, так и о компетенциях, которыми должен владеть медийно-информационно грамотный человек, стать которым, на мой взгляд, должен стремиться каждый. Во второй половине круглого стола мы обсудили фильм “Плутовство, или Хвост виляет собакой” (1997). Фильм, содержащий множество тем для дискуссии, повествует о том, как можно масштабно обмануть целое население одной страны, благодаря его неумению критически оценивать информацию».
Эвелина Лаптева, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Занятие по медийно-информационной грамотности оставило глубокое впечатление и позволило взглянуть на современные медиа с новой стороны. Особенно ценным стало обсуждение фильма “Плутовство”, который ярко иллюстрирует механизмы манипуляции общественным мнением через средства массовой информации. В процессе просмотра и анализа фильма удалось проследить, как с помощью медиатехнологий можно создавать «реальность», не имеющую ничего общего с действительностью».
Наталья Ламонова, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «На круглом столе мы обсуждали ключевые аспекты современного информационного общества. Все работы внесли значительный вклад в понимание этих сложных тем. В ходе обсуждения мы охватили широкий спектр вопросов: от распознавания фейков и дезинформации до кибербуллинга и цифровой грамотности детей. Особенно ценно было увидеть, как теоретические основы медийно-информационной грамотности (например, дорожная карта МИГ в России), так и практические инструменты (сервисы для проверки дипфейков, рекомендации по безопасному поведению в сети). Приведённые данные исследований (например, от лаборатории Касперского) наглядно показали масштаб проблем, с которыми сталкиваются и дети, и взрослые.»
Сусанна Айрумян, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «30 мая На встрече мы обсудили фильм “Плутовство”. Это невероятный, очень интересный и актуальный фильм для нашего времени. Во время обсуждения нам удалось раскрыть ключевые моменты того, как медиа конструирует новую реальность, манипулируя сознанием общества через страх, ложный героизм и патриотизм. После просмотра и обсуждения фильма я ещё раз убедилась, насколько важно иметь навык критически относиться к информации в интернете и уметь отделять правду от искусно созданных мифов.».
Анастасия Гринева, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Встреча была очень познавательной! Большое значение имели конструктивные фиксации Н.Б. Ковалевой, позволившие уточнить и прояснить многие нюансы развития психологической службы! Также было очень интересно послушать и посмотреть проекты наших одногруппниц, взять в пример их некоторые хорошие моменты из работ, услышать их мнение. Надеюсь, что у нас ещё не раз будут подобные полезные встречи с вами, чтобы мы смогли обсуждать интересные и значимые для нас вещи!»
Вероника Шастова, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Благодаря данному мероприятию мы смогли не только презентовать собственные проекты, но и увидеть проекты остальных, получить обратную связь. Я думаю, что в рамках нашего обучения это очень полезно — посмотреть на свою работу “со стороны”, узнать, о чем думают остальные, обсудить некоторые детали и сложности, идеи и новшества. А благодаря атмосфере, которая создается за счет доброжелательности и открытости это получается сделать весьма экологично».
Елена Ленская, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Наталья Борисовна, хотела бы выразить огромную благодарность за очередную встречу, в рамках нашего курса по траснграмотности, мы не редко обсуждаем фильмы, информационные рекламые ролики , что за этим кроется, как внешние факторы воздействуют на наше сознание, никогда не задумывалась над просмотром рекламы, что является объектом, предметом внимания , как уметь распознать правду от фейка! Очень познавательно и интересно! Ценный материал в жизнь!»
Екатерина Цыгулева, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Круглый стол по обсуждению проектов идеальной психологической службы прошёл в атмосфере обмена идеями и вдохновения. Событие дало возможность увидеть разные, но по-своему интересные варианты решения центральных проблем в работе психологической службы в образовании. Думаю, что каждый участник круглого стола ушёл с новыми мыслями и мотивацией, готовый реализовать полученные знания в будущем».
Кафедра психологической антропологии Института детства