23 мая 2025 г. в рамках культурно-просветительского проекта «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ – педагогам» доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Луиза Игоревна Адамян провела вебинар на тему «Экспедиционные выезды школьников как способ знакомства с культурным и природным многообразием регионов России».
Имея многолетний опыт погружения школьников в поисковую исследовательскую деятельность с выездами в разные регионы России, Луиза Игоревна делилась с коллегами своим видением того, что представляет собой экспедиция как событийно-образовательный формат, что отличает экспедицию от экскурсии, что вкладывается в понятие «события» и как «событие» становится таковым для человека. Экспедиция автором вебинара рассматривается как определенная модель организации исследовательской деятельности, которая требует серьезной длительной подготовки. Были рассмотрены вопросы того, с чего начинается успешный учебно-исследовательский экспедиционный выезд, из каких компонентов он состоит, какие существуют этапы планирования, которые являются сложным, с точки зрения своего формата, содержания и создания «эффекта событийности» для участников самого выезда. Отдельно обсуждалось, как происходит выбор места экспедиции. Рассказывая об этом, Луиза Игоревна приводила примеры экспедиционных выездов с учениками школы №1553 имени В.И. Вернадского в Архангельскую область (д. Ошевенское Каргопольского р-на, д. Лекшмозеро Каргопольского сектора Кенозерского национального парка, с. Лядины, с. Боросвидь, г. Каргополь, ) 2016 г., 2018 г., 2023 г., 2024 г., Республику Башкортостан (д. Кильдигулово, д. Кулганино Бурзянского района), 2017 г., 2022 г.; Республику Алтай (с. Язула, Улаганского района) 2019 г.
В своем выступлении она обращала внимание слушателей на то, как важны все звенья организации учебно-исследовательской деятельности: предэкспедиционная подготовка, экспедиция, обработка результатов, изучение теоретических вопросов, написание работы, защита. Каждый этап решает задачу построения содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью личностного развития обоих участников единого творческого процесса. Но именно экспедиция становится тем пространством и временем, тем опытом, к которому человек неоднократно обращается в течение всей жизни. Представленные на вебинаре фрагменты рефлексивных отчетов школьников стали хорошей иллюстрацией того, как сами дети видят смыслы своего включения в такой событийный формат.
В конце вебинара участники задали вопросы, связанные с организацией выездов, выстраиванием взаимоотношений в разновозрастной группе, с просмотром и созданием антропологических фильмов.
Завершая выступление, Луиза Игоревна подчеркнула, что учебно-исследовательские выезды – это одно из ведущих направлений деятельности кафедры психологической антропологии.
Кафедра психологической антропологии Института детства