17 июня 2025 г. в рамках научно-методической работы кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева и доцент, к.п.н. Елена Сергеевна Рычагова приняли участие в тренинг-практикуме «Как организовать пленэр с детьми, или Природа – лучший учитель: первые шаги на пленэре» в дошкольном отделении ГБОУ «Школа № 1861 “Загорье”». И.Н. Воробьева совместно с воспитателем И.В. Кравченко познакомила педагогов детского сада с рисованием на пленэре.
Мастера пленэрной живописи работают вне студий и стараются запечатлеть колебания цвета, которые возникают в естественной среде под воздействием погоды и солнечных лучей. При таком методе у живописца ограниченное количество времени для написания произведения.
Одним из компонентов эстетического воспитания дошкольников является рисование и живопись на открытом воздухе – пленэр. Работы, выполненные на открытом воздухе, отличаются своей живостью и непосредственностью. При таком рисовании через визирную рамку у детей развивается наблюдательность и цветовосприятие, умение видеть красоту привычных предметов.
Педагогам было предложено побывать в роли художника. После завершения рисования возникла живая дискуссия. Воспитатели рассматривали работы, делились своими впечатлениями и эмоциями. Специалисты детского сада будут использовать в работе с дошкольниками такую технику рисования, так как важны не только художественная ценность выполненной работы, но и положительные эмоции, эстетическое наслаждение, радость, которую приобретают дети, рисуя на свежем воздухе.
Воспитатели поделились своими впечатлениями.
Ирина Кравченко, воспитатель: «Дети раскрываются по-новому! На природе даже скромные малыши стали смелее: экспериментируют с цветом и материалами, пробуют сложные формы!»
Дарья Тучкова, воспитатель: «Учимся видеть мир вместе. Совместное наблюдение за природой (тени, оттенки, формы, поиск удивительного, например, ветра) поможет сплотить детей в группе, дети чаще станут делиться открытиями, а планирование поможет развитию произвольности».
Мелахет Мирзамова, воспитатель: «Неожиданные таланты! Некоторые ребята, не любившие традиционные занятия, увлеклись – оказалось, им важны движение и свобода выбора материалов и объектов».
Галина Вахитова, воспитатель: «Проще объяснять сложное. Понятия “перспектива”, “объем” стали наглядными: “Смотри, дальние деревья действительно меньше!”».
Наталья Белякова, старший воспитатель: «Наблюдая, как педагоги с рамками и планшетами рассыпались по территории сада, поймала себя на мысли: “Мы часто рисуем границы, а надо горизонты”. Казалось бы – вышел во двор и рисуй. Но сколько открытий! Педагоги, привыкшие к конспектам, вдруг замечают, что трава не просто зелёная – “в ней жёлтые блики, синева тени…”. Вот он – момент осознанного обучения. Заметила, что те, кто пришел “без настроения”, по завершению часа, не хотели уходить. Секрет? Пленэр вернул им “ощущение игры”, которое мы так хотим сохранить у детей. Встреча стала не просто знакомством с новым подходом, а “зеркалом”: показала, как мы сами теряем любопытство, окунаясь в мир взрослых забот. Но стоит выйти за дверь – и мир снова становится огромным и удивительным, как в детстве».
Янечева Марина, воспитатель: «Пленэр снимает “страх неудачи” у взрослых, а значит и у детей, потому что здесь успех – не в “красивой картинке”, в умении заметить и передать кусочек мира. А это может КАЖДЫЙ и вот она, ситуация успеха и “смелые шаги вперед”».
Кафедра психологической антропологии Института детства