13-14 октября 2023 г. в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проходил V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению. В работе форума приняли участие сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства – к.п.н. Елена Сергеевна Рычагова, старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева и студенты 1-го курса дефектологического факультета очной и очно-заочной формы обучения.
В рамках Фестиваля прошло награждение победителей V Всероссийского конкурса авторских программ. Победители конкурса провели мастер-классы по авторским методикам. Среди награжденных в номинации «Читаем с дошкольниками» были представлены работы педагогов ГБОУ «Школа № 1861 «Загорье» – М.В. Леоновой программа «Путешествие в мир сказок народов России с волшебным фонарем» – II место и У.А. Янечевой литературная гостиная «Природа в произведениях Евгения Ивановича Чарушина» – III место. Работы выполнены под руководством Е.С. Рычаговой.
Студентка Маргарита Антюхова во время проведения лекции «Диафильмы: в кадре и за кадром», которая включала в себя викторину «Занимательный калейдоскоп» проявила активность, отвечая правильно на самые трудные вопросы. Она стала победителем и получила оригинальный приз от И.С. Гавришина, заместителя директора по информатизации и фондам РГДБ.
Сотрудники кафедры психологической антропологии и студенты активно участвовали в нескольких линейках мастер-классов: «Сказки и краски» – одно из решений проблемы чтения детей и взрослых (автор М.А. Ефименкова), «Как разбудить внутреннего художника» (автор М.А. Дворецкая), «Самые необычные книги» (М.А. Скутина), «Экочудесное чтение» (автор М.И. Васильева), «Литературная мафия» (автор Н.Г. Максимова), «Путешествие в мир сказок народов России с волшебным фонарем» (автор М.В. Леонова).
Деловое многогранное партнерство сотрудников кафедры психологической антропологии с Российской государственной детской библиотекой, педагогами школы № 1861 «Загорье» и коллегами из разных регионов РФ обогащает представление о лучших авторских практиках, способствует повышению качества образования студентов высших учебных заведений.
Марина Владимировна Леонова, воспитатель ГБОУ «Школа № 1861 «Загорье», призер номинации «Читаем с дошкольниками»: «Для меня было неожиданно и очень приятно занять второе место в номинации “Читаем с дошкольниками” на V Всероссийском фестивале авторских программ по приобщению детей к чтению, а так же получить приглашение на проведение мастер-класса по своей программе “Путешествие в мир сказок народов России с волшебным фонарем”. Хочу выразить благодарность всем организатором Фестиваля за возможность участия и обмена опытом с коллегами из разных регионов России. Хочу сказать большое спасибо Рычаговой Елене Сергеевне за помощь и поддержку. Два дня проведенные на Фестивале были очень насыщенными. Мне было интересно познакомиться с авторами других программ и посетить их мастер-классы, общаться с коллегами в уютной атмосфере РГДБ. Для меня Фестиваль – это бесценный опыт, позитивные впечатления, новые связи и вера в свои силы. Когда видишь вокруг множество талантливых и творческих коллег, любящих детей и дело, которым они занимаются – все это заряжает энергией и дает силы на реализацию новых творческих проектов».
Ульяна Александровна Янечева, воспитатель ГБОУ «Школа № 1861 «Загорье», призер номинации «Читаем с дошкольниками»: «2023 год объявлен в России Годом наставничества и педагогики. И поэтому особенно хочется сказать теплые слова о людях, особо значимых для меня.
Мне очень повезло познакомиться и иметь возможность сотрудничать с такими людьми: как канд.пед.наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Е.С. Рычагова, канд. филол.наук, доцент З.А. Гриценко, старший воспитатель ГБОУ Школа 1861 “Загорье”, магистрант МГПУ Н.В. Белякова. Выражаю им благодарность за возможность всегда получить обратную связь на интересующие вопросы, за поддержку и вдохновляющую мотивацию в моих “первых” шагах по приобщению детей к миру литературы. Благодаря такому сотрудничеству, мне посчастливилось поучаствовать и стать призером V Всероссийского Фестиваля авторских программ по приобщению детей к чтению. Содержательные встречи с этими людьми всегда наполняют меня желанием двигаться вперед, вдохновляют дарить детям встречи с миром хорошей литературы».
Мария Веснина: «13 октября мы вместе с однокурсниками и нашим преподавателем Рычаговой Еленой Сергееной посетили V Всероссийский фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению в Российской государственной детской библиотеке. Особенно мне понравились выступления Рудишиной Татьяны Валерьевны, Гриценко Зинайды Александровны, Романичевой Елены Станиславовны и Сироваткиной-Сидориной Ксении Борисовны. Помимо выступлений по приобщению к чтению были также различные мастер-классы. Хочу сказать большое спасибо за предоставленную возможность, я думаю, что каждый из нас смог многое узнать! Очень надеюсь, что смогу ещё раз побывать на фестивале».
Ксения Забродина: «С друзьями посетили фестиваль в Российской государственной детской библиотеке в Москве. Программа данного фестиваля была очень интересной и полезной, думаю, каждый взял себе что-то на заметку. Также, было представлено свободное время и мастер-классы на разные темы, поэтому каждый выбрал что-то по своему вкусу. Всем большое спасибо за данный проект!»
Алевтина и Эльвира Черкасовы: «3 октября, в 11:00 мы с сестрой посетили “V Всероссийский Фестиваль программ по приобщению детей к чтению” в Российской государственной детской библиотеке. Перед тем, как мы должны были пройти в концертный зал на приветствие участников фестиваля и выступление членов жюри, нам вручили очень приятные и полезные подарки в виде познавательных и важных книг, блокнотов и карандашей. Эти книги нам в дальнейшем пригодятся для написания эссе и курсовых. После кофе-брейка была торжественная церемония награждения победителей конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению. Было интересно наблюдать за реакциями этих счастливчиков. Далее у всех гостей этого фестиваля был большой выбор мастер-классов. Я с сестрой сразу для себя решили пойти на мастер-класс – опыт работы студии “Сказки и краски” – одно из решений проблемы чтения детей и взрослых. Мария Алексеевна начала рассказывать нам одну из народных сказок “Василиса Прекрасная”. Очень было интересно послушать и вспомнить свои любимые сказки. Далее она показала работы своих учеников, созданные на основе различных сказок. Спасибо за такую возможность! В дальнейшем будем применять данные методы на практике с детишками. Далее мы, несомненно, выбрали ещё один мастер-класс – “Как разбудить внутреннего художника”. Мы с самого детства любим рисовать, и было бы странно, если бы мы обошли стороной этот мастер-класс. Марина Анатольевна рассказала о многих интересных и необычных методах рисования и рукоделия. После небольшой лекции она дала нам очень интересное задание. Марина Анатольевна раздала всем 3 небольших листа и на выбор один цветной карандаш. Задание, на первый взгляд, было очень простым. Нарисовать букет подсолнухов за 10 минут. С этим заданием справились все. Сложностей не возникло. Потом повторить тот же рисунок, но за 1 минуту. Было весело наблюдать за тем, как все старательно и быстро пытаются нарисовать тот же букет подсолнухов. А далее самое интересное – повторить этот рисунок за 10 секунд. Результат всех рассмешил. Но педагог сказал, что чаще всего из-за кривых линий, закорючек и так далее получаются шедевры, которые в дальнейшем продаются за очень большие деньги. Было безумно интересно и весело! Благодарны за этот неповторимый опыт, который как и полученный на первом мастер-классе, будет применяться в нашей специальности. Отдельную благодарность хотелось бы выразить нашему преподавателю Елене Сергеевне за предоставленную ею возможность посетить данное мероприятие!»
Аян Байрамова: «Была рада посетить фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению в детской библиотеке, было познавательно и интересно. Извлекла для себя много полезного. Спасибо нашему преподавателю Рычаговой Е.С. за такую возможность».
Дарья Слугина: «13 октября я посетила фестиваль, который проходил в Российской государственной детской библиотеке. Мероприятие было посвящено тому, как же приобщить детей к чтению и как помочь им раскрыться с помощью своего воображения. Больше всего мне понравился мастер-класс Дворецкой Марины Анатольевны, на котором мы разговаривали об умении детей выйти за рамки их привычного мышления, например, в рисовании. Оказывается многим детям тяжело нарисовать траву не зеленым цветом, а, например, голубым. Я узнала много нового, определенно посещу и другие мероприятия в этой библиотеке!»
Валерия Поршнева: «13 октября наша группа посетила V Всероссийский фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению. Это был довольно увлекательный опыт, были проведены выступления настоящих специалистов. Было очень интересно послушать их методики для приобщения детишек к чтению книг. Так же для участников, посетивших фестиваль, были проведены не менее интересные и занимательные мастер-классы, на которых мне тоже удалось поприсутствовать. Данное мероприятие для меня было очень интересным, а самое главное полезным, с помощью него мне удалось пополнить свой запас знаний и это пригодиться мне в дальнейшем!»
Алина Гордова: «Мне удалось побывать на V Всероссийском Фестивале авторских программ по приобщению детей к чтению. Слушая лекцию «Создание специальных психолого-педагогических условий для развития функционального чтения у детей и подростков с ОВЗ» Сыроваткиной-Сидориной Ксении Борисовны – сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», а так же программу по эстетическому воспитанию: «Что может предложить библиотека?» Устиновой Юлии Николаевны – художник, член Союза Художников по секции скульптуры, автор курса «Книга своими руками», я восхищена данными лекциями и полученной информацией. Благодаря данному фестивалю я узнала важные моменты для работы с детьми и получила отличную литературу в подарок».
Маргарита Антюхова: «13-14 октября в Москве в Российской государственной детской библиотеке прошел «V Всероссийский фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению». Участников и гостей фестиваля ждала насыщенная и интересная программа. Мероприятие началось с экскурсии по библиотеке, на которой гости фестиваля узнали об истории библиотеки, ее деятельности и значении в образовании детей. В ходе экскурсии были продемонстрированы материалы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Посетители прослушали лекцию И.С. Гавришина «Диафильмы: в кадре и за кадром». В ходе лекции было рассказано об истории создания диафильмов, о событиях, произошедших с ними во время войны, когда часть из них была утрачена и о том, как их восстанавливают. Также была проведена викторина с розыгрышем приза. В программу фестиваля были заявлены интересные мастер-классы (Step by step, Экочудесное чтение, Самые необычные книги, Особенные гости и др.), которые проводили победители «V Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению» из Самары, Санкт Петербурга, Москвы, Калуги, Екатеринбурга, Пензы, Алтайского края, Красноярска. Один из мастер-классов назывался «Экочудесное чтение». Участники поделились любимыми современными авторами детской литературы, пишущими о природе, прослушали несколько рассказов, узнали о творческой детской программе «Мир экочудес», посвященной природе родного края, обменялись мнениями и впечатлениями о представленной методике. Второй мастер-класс назывался «Литературная мафия: Поттериана». На этом мероприятии гостям рассказали, что существует 7 различных вариантов литературной мафии, разработанной сотрудниками библиотеки Санкт-Петербурга. Участникам было не только рассказано о методике, применяемой в одной из библиотек Санкт-Петербурга, но и предложено самим погрузиться в атмосферу игры, основанную на общеизвестной серии книг о Гарри Поттере. Такая методика поможет детям, подросткам и взрослым сформировать культуру чтения, будет способствовать развитию логики и коммуникативных навыков. Я очень довольна, что посетила данное мероприятие и приобрела интересные и полезные знания о методах приобщения детей к чтению в современных реалиях».