25 мая 2023 г. преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства профессор, д.пед.н. Ирина Дмитриевна Демакова и доцент, к.филол.н. Елена Игорьевна Адамян сделали доклады в рамках в работы IX Международного форума по педагогическому образованию «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов» (IFTE-2023), проходящего в Казанском федеральном университете.
В пленарной части панельной дискуссии «Воспитание в современных социокультурных условиях: традиции, новые вызовы, ответственность» И.Д. Демакова выступила с докладом «Подготовка магистров к воспитанию детей, находящихся на длительном лечении (из опыта работы)», в котором были раскрыты вопросы, связанные с формированием у магистрантов – будущих педагогов-психологов – компетенций в области организации воспитательной работы, обеспечение детям, находящимся на длительном лечении, гуманных отношений в системе учитель – ученик, атмосферы защищенности, эмоциональной стабильности и т.д. В сообщении автор фокусировался на том, каким образом выстраивается такая работа, что она включает: это и ознакомление с историческим наследием выдающихся педагогов-гуманистов, в частности Януша Корчака, и знакомство с организацией воспитательной практики в российских и зарубежных госпитальных школах, и изучение достижений научной школы Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой, 60 лет ведущей исследования в области теории и практики воспитания, поскольку от всего этого зависит, какие ценности лягут в основу будущего госпитального педагога.
В тот же день на симпозиуме, в рамках заседания международного сообщества исследователей педагогического образования (МСИПО) Е.И. Адамян и И.Д. Демакова обсуждали вопросы, связанные с мотивацией профессиональной карьеры учащихся педагогических классов. В докладе Е.И. Адамян «Мотивация профессиональной карьеры обучающихся педагогических классов (кейс МПГУ)», подготовленном совместно с И.Д. Демаковой, И.А. Якимовым (директор Лицея МПГУ), нашли отражение результаты исследования ценностных предпочтений профессиональной ориентаций, которые были получены в результате опроса учащихся 8, 9, 10, 11 классов лицея МПГУ. Основные выводы, к которым приходят авторы: ведущими ценностями для ребят являются служение, интеграция стилей жизни, стабильность места работы и автономность (независимость). Высокие показатели по шкале «служение» говорит о том, что ребята воспринимают собственный профессиональный жизненный путь в будущем как самоотдачу, бескорыстную помощь людям. Высокие значения в шкалах «интеграция стилей жизни», «стабильность места работы» можно объяснить тем, что для учеников 14-17 лет запрос на стабильность, уверенность в завтрашнем днем, а также гармоничное соотношение различных сторон жизни – личной, профессиональной, семейной и др., без явного приоритета той или иной стороны, кажется естественным. Работа данной группы представляет собой продолжение совместного исследования на тему мотивации профессиональной карьеры учащихся, в которой принимают участие сразу несколько университетов из разных регионов России. В ходе докладов развернулась оживленная дискуссия, в результате которой были выдвинуты новые исследовательские гипотезы и обозначены направления научного поиска.
Научные группы кафедры психологической антропологии продолжают инициировать и поддерживать актуальные направления психолого-педагогических исследований, связанных с гуманизацией образования.