«Единственный путь изучить что-либо — это делать это», — Анатоль Франс (1844-1924) — французский писатель, поэт и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1921 года. И данное высказывание весьма точно передает сущность философских основ любого образования.
В современной психологии все больше внимания уделяется практической подготовке будущих специалистов. Теоретические знания, какими бы фундаментальными они ни были, обретают подлинную ценность только в реальном взаимодействии с людьми, особенно когда речь идет о работе с детской психикой.
Институт педагогики и психологии традиционно уделяет особое внимание практической подготовке своих студентов, понимая, что психологическое образование невозможно без непосредственного соприкосновения с реальностью человеческих переживаний и поведением. Летняя практика в детских лагерях становятся своеобразным испытанием и одновременно школой профессионального мастерства, где студенты впервые применяют полученные знания в условиях живого общения с детьми.
В рамках изучения опыта прохождения летней практики, мы поговорили с Екатериной Ситниковой, студенткой 2 курса ИПП, которая проходила практику в роли вожатой в детском оздоровительном лагере «Литвиново». Ее рассказ раскрывает не только практические аспекты работы с детьми, но и ее процессы профессионального становления будущего психолога.
Екатерина рассказывает:
«Мы с детьми делали открытки для мам, придумывали и выступали с танцами на сцене, играли в футбол и баскетбол на специальных площадках. Так же проводи квесты по территории лагеря».
И здесь вспоминается необходимость разностороннего развития детей, учета их различных потребностей и интересов. Организация подобных активностей требует от вожатого не только креативности, но и глубокого понимания возрастных особенностей детей, их психологических потребностей в движении, творчестве и социальном взаимодействии. Творческая деятельность, как известно из работ А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, является одним из важнейших механизмов развития личности ребенка.
Особого внимания заслуживает собственная инициатива Екатерины в области творческих методов работы с детьми.
«В конце дня я предлагала детям нарисовать свои впечатления от прошедшего дня. Это занятие их очень увлекало, позволяя выразить свои эмоции и переживания в рисунках»
Рисование как средство самовыражения позволяет детям не только отразить свой внутренний мир, но и переработать накопившиеся за день впечатления и эмоции.
Связь теоретических знаний с практической деятельностью является краеугольным камнем качественного психологического образования. На вопрос о том, помогли ли университетские знания в работе с детьми, Екатерина отвечает:
«Благодаря полученным знаниям и освоенным методикам, я смогла лучше понимать детей и проявлять к ним больше терпения и чуткости».
В этих словах заключена глубокая истина о том, что психологическое образование формирует не только профессиональные компетенции, но и особый взгляд на человека, основанный на понимании закономерностей его развития и поведения.
Обратная связь от родителей, который получают наши студенты, также служит важным индикатором качества работы и профессионального роста.
«Отзывы были. Родителям все очень понравилось, говорили, что чудесно отдохнули и хотели бы вернуться еще раз», — поделилась с нами Екатерина.
И такие отзывы со стороны родителей свидетельствуют не только о качественной организации досуга, но и о том, что дети действительно получили положительный опыт, что крайне важно для их психологического благополучия и развития.
Опыт летней практики студентов Института педагогики и психологии показывает, что непосредственное взаимодействие с детьми в условиях детских лагерей становится мощным катализатором профессионального становления будущих психологов. Студенты учатся не только применять полученные знания, но и развивают такие важные профессиональные качества как терпение, эмпатия, способность к творческому решению педагогических задач и умение работать в команде. Именно такой комплексный подход к подготовке специалистов позволяет воспитывать психологов, готовых к решению сложных задач современной практики работы с детьми и их семьями.