В декабре 2021 года преподаватели МПГУ продолжали работу по реализации задач постоянно действующего психолого-просветительского семинара для родителей и педагогов, который проводится для московских образовательных организаций в соответствии с поручениями Департамента образования и науки города Москвы.
Заведующая кафедрой педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор Елена Николаевна Приступа провела групповую консультацию для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания «Как помочь ребенку справиться с учебным стрессом». Консультация была посвящена приемам и методам оказания помощи ребенку в преодолении дезадаптации. Продемонстрированы основные пути проведения «социального закаливания» и развития «мягких компетенций».
Педагогический процесс связан не только с созданием благоприятных условий для освоения основной образовательной программы, успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, но и с воспитательной работой. Важно быть внимательным к эмоциональным состояниям подростков, чтобы не допустить разрушающего стресса и невротических проявлений. Педагогам и родителям, подключившимся к консультации, рассказали о доступных способах определения учебного стресса у ребенка и приемах его преодоления. Эксперт ответила на многочисленные вопросы участников, в том числе и такие: «Как быть, если ребенок читает текст, но не может сосредоточиться на его содержании?», «Как работать с «многозадачностью» подростков?».
Также профессор Е.Н. Приступа провела для педагогов и родителей дистанционный семинар «Эмоциональная гигиена педагога и родителя». Занятие было посвящено вопросам формирования психологического комфорта участников образовательного процесса. Ведущая семинара рассказала о том, как избежать внутреннего выгорания и как развивать социальные и коммуникативные навыки. Был раскрыт вопрос о влиянии эмоционального состояния педагога на детей, раскрыта модель психологического благополучия и приемы работы с эмоциональным интеллектом. Педагоги и другие участники семинара получили практические советы о том, как формировать и регулировать психологический климат в учебном процессе. Эксперт предложила различные практические методики и упражнения, направленные на развитие позитивной эмоциональности у детей, педагогов и родителей. Было показано, как работать с различными видами тренингов, раскрывающих ресурсы и дающие возможность регулировать свое эмоциональное состояние. Эмоциональная гигиена была представлена как основа успешного взаимодействия с окружающими, прежде всего, в образовании.
Кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МПГУ Татьяна Павловна Авдулова провела групповую консультацию для родителей «Подростковая депрессия». На консультации обсуждались причины подростковых депрессий, как они протекают, на какие симптомы важно обращать внимание и когда надо обращаться к специалисту. Рассматривались возрастные предпосылки возникновения депрессии и актуальные современные особенности развития подростков, которые осложняют взросление. Обязательной темой обсуждения стала родительская помощь: что должен сделать родитель и чего делать не надо, как реагировать на разные состояния подростка и стоит ли бояться обращения к психиатру. Среди вопросов, на которые ответил эксперт, были: признаки депрессии в подростковом возрасте, причины подростковой депрессии, как помочь ребенку, подвергающемуся травле, социальные факторы депрессии др.
Е.Ф. Теплова, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Факультета регионоведения и этнокультурного образования, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ провела для педагогов и родителей интерактивную лекцию «Знакомство с духовно-нравственной культурой народов России – путь к культурной и нравственной личности». В процессе лекции участникам были представлены методики знакомства школьников с духовно-нравственной культурой народов России, как ресурсом духовно-нравственного воспитания. Были раскрыты технологии использования музейно-образовательного пространства школы как средства духовно-нравственного воспитания детей, популяризации народного творчества, нематериального культурного наследия. Представленные методики музейной педагогики и личностно-ориентированного подхода направлены на формирование у детей и подростков российской гражданской идентичности на основе освоения духовно-нравственного наследия народов России.
Большое внимание на интерактивной лекции было уделено и вопросам воспитания поликультурной личности через систему дополнительного образования и внеурочную деятельность. Лектор представил музейную педагогику и внеурочную деятельность, как путь формирования поликультурной компетенции у детей и эффективный способ духовно-нравственного воспитания. Участники занятия рассмотрели различные виды работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, такие как школа экскурсоводов, музей моды, поисковая и исследовательская деятельность. Было показано, как интегрировать мир духовной культуры в образовательное пространство современной школы.
Все проведенные занятия вызвали большой интерес со стороны участников. Была отмечена актуальность тематики и высокий уровень проведения лекций, семинаров и консультаций. Учитывая пожелания участников, вопросы и предложения столичных педагогов и родителей, МПГУ планирует продолжить практику проведения психолого-просветительских семинаров и консультаций в следующем учебном году.
Елена Теплова