На Факультете дошкольной педагогики и психологии 21 апреля прошла Международная студенческая научно-практическая конференция «Современные исследования проблем дошкольного образования». В конференции приняли участия студенты разных Вузов страны и студенты из Вэйнаньского педагогического университета (Китай). Конференция проходила в смешанном формате, что позволило организовать работу в 7 тематических секциях и принять участие в общей сложности 308 участников из двух стран и разных регионов РФ.
Выступления лучших студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского; Петрозаводского государственного университета; Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова по актуальным вопросам дошкольного образования позволили охватить самые разные педагогические школы и направления и современные тенденции развития дошкольного образования в России.
Участие студентов и их руководителей из Вэйнаньского педагогического университета (КНР) обозначило и мировые тенденции в дошкольном образовании, а также уровень интереса к развитию отечественного дошкольного образования. Помимо докладчиков, в конференции приняли участие как слушатели большое количество студентов ВПУ.
Наибольший интерес вызвали доклады, посвященные изучению возможностей цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании; исследования, посвященные вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В работе Секции 1: Проблемы психического развития детей дошкольного возраста в современных условиях (кафедра возрастной психологии) необходимо выделить как наиболее научно значимые доклады следующих студентов.
Доклад Алексеевой А.К., магистранта 2 курса, очная форма обучения (н.рук. Е.И. Изотова). Тема: Квест-технология как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Доклад Моисеевой Е.Г., 4 курс Институт педагогики и психологии, ПГПУ. Тема: Влияние алкоголизированной семьи на эмоциональное состояние ребенка (н.рук. Клыпа О.В.).
Общий интерес студентов привлек доклад студентки Королевой Е.С., 105 группа, очная форма обучения. Тема: Язык рекламы в речи блогера Екатерины Герун (н.рук. Хузеева Г.Р.).
Среди докладов Секции 2: Векторы развития современного дошкольного образования (кафедра теории и методики дошкольного образования) следует выделить насколько наиболее ярких. Это доклад магистра 2 курса Кузнецовой Е.А., на тему «Особенности методики обучения детей 6–7 лет грамоте в России в первой половине ХХ века» (н.рук. Яшина В.И.), представившей теоретический анализ проблемы на основе разнообразных научных и научно-методических источников и доклад Слесарчук И. В. о роли экспериментирования в развитии познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста (н.рук. Газина О.М.) полно представившей результаты констатирующего этап эксперимента и опыт работы с детьми.
Полный, содержательный и интересный доклад представила аспирант 3 курса Лушникова Е.Н., (н.рук. Родин Ю.И.), в котором в форме презентации раскрывается опыт работы по созданию мультфильмов о здоровье человека, который может быть использован как инновационна форма работы с дошкольниками. По оценке организаторов конференции и выступающих доклад аспирантки можно считать образцом представления результатов научного исследования по логике, структуре полноте и подаче материала.
В работе Секции 3: Ценностно-ориентированные подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста (кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста) по результатам выступлений особенно можем отметить:
Студентов Вэйнаньского педагогического университета (КНР) Лан Цинъя, 4 курс. Тема: Влияние детских песен на развитие речи в раннем детстве (н.рук.: Ли Сяофань; Бацкалева В.В.), Чэнь Сяонань, 4 курс. Тема: Исследование проблем применения информационных технологий в обучении искусству в детском саду (н.рук.: Гао Хунцзюй; Жукова Г.Е.).
Студентку 4 курса Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета Черноус Т.И. (н.рук. Фадеева М.В.) за интересное выступление о развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных способов изобразительной деятельности.
Студентку 5 курса заочной формы обучения – Аксентий А.А. (н.рук. Мацкевич Ж.В.) – за интересное практико-ориентированное выступление, посвященное использованию игровых приёмов в обучении рисованию детей раннего возраста.
В работе Секции 4: Реализация актуальных задач современного дошкольного образования в условиях цифровизации (кафедра дошкольной педагогики) необходимо выделить доклад студентки 504 группы, очной формы обучения Яловеги Д.А. (н.рук. Зверева О.Л.). Тема: Использование информационно- коммуникационных технологий во взаимодействии воспитателей с родителями детей дошкольного возраста
В докладе Михайловой Юлии Андреевны, представляющей УлГПУ им. И.Н.Ульянова, был освещен опыт работы инновационного детского сада по использованию парциальной программы «Инфознайка», которая была разработана сотрудниками детского сада г. Ульяновска.
Дун Яо (КНР) осветила особенности и значимость взаимодействия взрослого с дошкольниками. Магистранты факультета Самохвалова К.В. и Вторыгина А.А. обобщили теоретические аспекты использования ИКТ во взаимодействии воспитателей с родителями.
Участники конференции с интересом восприняли доклады студентов 4 курса Вэйнаньского педагогического университета (КНР): Вэй Юйсинь, тема: Проблемы и меры содействия трудовому воспитанию в детских садах – на примере детского сада муниципального управления Вэйнань (н.рук.: Гао Хунцзюй; Дмитриев Ю.А.); Жэнь Фэйфэй, тема: Исследование ответов педагогов на вопросы детей в дошкольной организации (н.рук.ь: Чжан Цзецюн; Авилова Е.А.); Чжоу Цзинчжи, тема: Состояние и перспективы развития трудового воспитания дошкольников в детских садах г. Вэйнань (н.рук. Го Циньлин; Дмитриев Ю.А.).
В работе Секции 5. Актуальные проблемы дошкольного образования (кафедра дошкольной педагогики) выделялись следующие доклады.
В выступлении Баучкиной Е.В. (1 к. маг МПГУ, н.рук. Авилова Е.А.) «Ценности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дворянской среде конца XIX – начала XX века» были освещены ценности духовно-нравственного воспитания детей с ранних лет жизни в дворянской среде в конце XIX – начале XX века, когда традиции и принципы воспитания детей подчинялись кодексу чести русского дворянина. Автор раскрыл обоснованность использования данного источника как одного из важнейших в построении фундамента духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной России.
В выступлении Резановой Д.С. (4 к. бак. МПГУ, н.рук. Калинина Т.В.) «Развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста» были освещены результаты апробации авторской методики «Изучение осознания нравственных норм», составленной на основе одноименной методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Предложенные методы работы в условиях дошкольной образовательной организации показали свою эффективность.
Особый интерес вызвал Проект студентов Петрозаводского государственного университета Олешовой Д.В. и Волошиной А.А. (н.рук. Клыпа О.В.) «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи (на материале православной культуры Карелии)», направленный на развитие у детей и молодёжи духовно-нравственных ценностей и формирование интереса к культуре родного края. В ходе реализации проекта планируется создание образовательного ресурса, включающего в себя комплекс методических материалов по сопровождению процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Республике Карелия. Планируется внедрение результатов проектной деятельности в образовательный процесс ПетрГУ и дошкольные образовательные организации.
Целью работы Чиркуновой Е.С. (5 к. бак. УлГПУ,им. И.Н. Ульянова, н.рук. Андрианова Е.И.) «Формирование начал гражданственности у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с государственными символами» было теоретическое обоснование и апробирование эффективности использования государственных символов в процессе формирования начал гражданственности у детей седьмого года жизни. Автором было предложено блочно-тематическое планирование работы с детьми в рамках заданной проблемы.
В работе Секции 6: Физическое развитие и охрана здоровья детей раннего и дошкольного возраста (кафедра теории и методики дошкольного образования) большой отклик и заинтересованность, внимание слушателей вызвали доклад магистрантки 2 курса Кузнецовой Е.С. (н.рук. Парамонова М.Ю.) на тему «Проблемы использования ИКТ во взаимодействии детского сада и семьи»; доклады выступающих: Козловой П.А. – об особенностях проведения ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста; Белевцевой А.В. – об организационных условиях проведения утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста; Початковой А.А. – о физкультминутках как средстве закрепления знаний по английскому языку у детей старшего дошкольного возраста, выполненные под руководством Т.А. Семеновой были содержательны, мнения аргументированы и сопровождались презентациями, наглядно демонстрирующими практический опыт работы начинающих исследователей по данной проблеме.
В работе Секции 7: Проблемы и перспективы познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста (кафедра теории и методики дошкольного образования) особый интерес у присутствующих вызвали доклад гостя конференции Дзукаевой А.Н., педагога дополнительного образования (МАДОУ детский сад 107 “Суадон”, г. Владикавказ, Северная Осетия Алания) на тему «Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с новым конструктором», где коллеги представили инновационный опыт применения картонного конструктора Йохокуб в образовательном процессе детского сада, рассказали об организации и руководстве познавательной деятельностью детей при работе с ним. Интерес аудитории вызвал доклад магистра 2 курса Лубчинской Т.С., на тему: «Организация работы по развитию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста» Тимошкиной А.В. на тему Формирование знаний о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста (н.рук. Газина О.М.).
Завершилось заседание конференции коллективным мастер-классом «Создание весеннего эко-венка» под руководством Мацкевич Ж.В., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, к.п.н.
Огромная благодарность участников конференции к организаторам работы конференции и работе ведущих секций, руководителями которых были: Кобазева Ю.А., доцент кафедры возрастной психологии, к.психол.н., доцент; Газина О. М., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования к.пед.н., доцент; Мацкевич Ж.В., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, к.п.н.; Никифорова О.В., доцент кафедры дошкольной педагогики, к.п.н., доцент; Сурудина Е.А., профессор кафедры дошкольной педагогики, к.п.н., доцент; Семенова Т.А., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования к.пед.н.; Чугайнова Оксана Геннадьевна, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования к.п.н.
Все участники отметили эффективность смешанного формата: очное и онлайн участие.
Итогами работы конференции стали обмен научными достижениями в профессиональном сообществе, обсуждение актуальных вопросов развития дошкольного образования, обмен профессиональными контактами и возможность для участников ориентироваться на достижения флагманов отечественного педагогического образования.