Профессиональный праздник работников дорожного хозяйства — специалистов, которые проектируют, строят автомобильные трассы, мосты, тоннели и прочие сооружения, а также обеспечивают их безопасность — отмечается в третье воскресенье октября.
Первоначально, на основании Указа Президента РФ от 14 октября 1996 года, он назывался День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и отмечался ежегодно в последнее воскресенье октября, но, согласно Указу Президента РФ от 23 марта 2000 года, праздник был переименован и перенесён на третье воскресенье октября.
Если обратиться к истории, то можно узнать, что первые письменные упоминания о дорожных работах на Руси датируются 1015 годом, когда князь Владимир велел «теребить пути и мостить мосты». Значительное влияние на развитие отечественной дорожной сети оказала, как ни странно, Золотая Орда: захватчики на занятых территориях устанавливали почтовые станции — «ямы» (от монгольского «дзям» — «дорога»), на которых несли службу гонцы — «ямщики» (от тюркского «ямджи» — «гонец»). Такая система (изобретённая, правда, не золотоордынцами, а заимствованная ими в Китае) сохранилась и после свержения ига, а в 1555 году великий князь московский и всея Руси Иван Грозный создал центральный орган управления почтовыми станциями — Ямскую избу. В XVI веке появились и первые законодательные акты о строительстве и содержании дорог: в «Судебнике» 1589 года впервые была установлена ширина проезжей части — полторы сажени (следить, кстати, за состоянием и поддержанием дорог в исправности обязаны были крестьяне). В том же столетии на дорогах появились и так называемые верстовые столбы, на которых указывалось расстояние между городами. Тогда же начали издавать справочники с более или менее подробными описаниями главных дорог страны — с указанием маршрутов, основных населённых пунктов и расстояний между ними.
Пётр I, ещё будучи царём всея Руси, в 1710-х годах инициировал масштабный проект по строительству «першпективной дороги» Санкт-Петербург — Москва, однако при его жизни успели проложить лишь участок до Волхова, а строительство второго — до Москвы — затянулось на долгое время. Ко всему прочему, эта дорога была грунтовой и лишь местами укреплялась бревенчатым настилом, поэтому в межсезонный период приходила практически в полную негодность.
В годы существования Советского Союза дорожное строительство наиболее активно развивалось в 1960-1970-е годы. Немалые средства государственного бюджета и современная техника позволили ввести в эксплуатацию большое количество трасс общесоюзного значения, в том числе Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД). Начиная с 1983 года строилось более 10 тыс. километров трасс в год. В целом к 1990 году суммарная протяжённость дорожной сети общего пользования, охватывавшей более 95% населения, достигла более 455 тыс. километров.
Последнее десятилетие ознаменовалось успешной реализацией мегапроектов в дорожном хозяйстве. Так, развиваются Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, введена в эксплуатацию современная автомобильная инфраструктура Сочи, построены сотни километров новых дорог в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Крупнейшим проектом не только для Юга России, но и для всей страны стало строительство моста через Керченский пролив. Крымский мост (который неофициально называют также Керченским мостом) имеет общую протяжённость 19 километров и является наиболее длинным мостом из когда-либо построенных Россией, а также нередко называется самым длинным в Европе.
Существенной транспортной вехой для Северо-Кавказского федерального округа стало строительство обхода Пятигорска (Ставропольский край) на трассе Р-217 «Кавказ». В Пермском крае был реконструирован важнейший участок трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург на подъезде к Перми. Ведется реконструкция трасс М-5 «Урал», Р-254 «Иртыш», Р-257 «Енисей», Р-504 «Колыма». В Алтайском крае продолжается комплексное развитие трассы Р-256 «Чуйский тракт».
На Дальнем Востоке одним из наиболее грандиозных объектов стал Русский мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный. На данный момент он является шестым по высоте мостом в мире (324 метра) и имеет наиболее длинный в мире пролёт среди вантовых мостов (1104 метра).
В июне 2022 года Правительство РФ утвердило план дорожного строительства на 2023-2027 годы, предусматривающий строительство и реконструкцию более 4 тыс. километров дорог и расширение 3 тыс. километров трасс с двух до четырех полос. Кроме того, в планах — ремонт 110 тыс. километров дорог, в том числе 650 мостов. Общий объем финансирования программы — 13,2 трлн рублей.
В 2004 году дорожное хозяйство страны перешло под управление Федерального дорожного агентства — Росавтодора. В настоящее время в России в эксплуатации находится около 1 млн. километров трасс с твёрдым покрытием, обслуживание которых осуществляют более 3 тыс. организаций.
Поздравляем всех тружеников дорожной отрасли с профессиональным праздником и желаем им надёжных партнёров и многих километров новых дорог!