По данным Росстата, в России зарегистрировано 12 751 тыс. инвалидов, что составляет почти 9% населения страны. О том, какие изменения ждут инвалидов в ближайшее время, что им даст федеральный реестр и каким образом работодатели в рамках закона смогут отказаться от приема на работу людей с ограниченными возможностями, корреспонденту «Известий» Валерии Нодельман рассказал замминистра труда и соцзащиты Григорий Лекарев.
— Какие меры поддержки инвалидов разрабатывает сейчас Минтруд?
— Сейчас работает всего лишь около 30% инвалидов трудоспособного возраста, это порядка 1 млн человек. Поэтому мы прорабатываем комплекс мер, чтобы значительно повысить уровень их занятости. Нужно стремиться к 2020 году обеспечить работой не менее половины инвалидов трудоспособного возраста. Такой показатель будет соответствовать уровню занятости инвалидов в странах Западной Европы. Одно из направлений этой работы — сопровождаемое трудоустройство. Уже готов соответствующий законопроект, и мы начали обсуждать его с регионами.
— Какие конкретно шаги будете предпринимать для трудоустройства инвалидов?
— Мы планируем перестроить работу службы занятости таким образом, чтобы она максимально качественно готовила инвалида к работе. Не просто давала ему направление к работодателю, а смогла выявлять барьеры, которые мешают ему работать, проводила инструктаж с коллективом, помогала инвалиду составлять резюме, подбирала наставника на рабочем месте.
— Будет ли изменена система квотирования рабочих мест для инвалидов?
— Да. Мы хотим сделать механизм квотирования более эффективным. В этом отношении также готовится законодательная инициатива. Сразу оговорюсь, что здесь мы пока находимся на стадии проработки идеи. Смысл ее заключается в том, чтобы сделать выполнение квоты более гибким: не только путем выделения рабочих мест для инвалидов, но и путем внесения платы теми работодателями, которые по каким-то причинам не смогли или не захотели обеспечить выполнение квоты в натуральном виде.
Поступившие средства планируется направить на поддержку организаций, которые принимают инвалидов сверх квоты либо обеспечивают работой инвалидов с тяжелыми группами. Такая практика введена во многих странах. Эти средства, как правило, направляются исключительно на решение вопросов занятости инвалидов. Конечно, потребуется внесение изменений в законодательные акты, и в настоящее время мы готовим такие предложения. Если наша инициатива пройдет, то это будет инструмент к повышению занятости инвалидов за счет дополнительных средств.
— Будут ли поощрять работодателей, трудоустраивающих инвалидов?
— Напомню, что сейчас для организаций с численностью персонала свыше 100 человек регион устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в размере 2–4% от штата сотрудников. Если число сотрудников от 35 до 100 человек, то квота составляет не более 3%. Несомненно, нужно разрабатывать дополнительные меры поощрения тех работодателей, которые принимают инвалидов сверх квоты. Но сейчас рано говорить, какой характер они должны носить: налоговый, субсидиарный или же это будут нематериальные стимулы.
— Рассматриваете ли вы возможность сохранения льгот работающим инвалидам? Ведь инвалиды, особенно тяжелые, зачастую вынуждены работать, несмотря на состояние здоровья, чтобы компенсировать затраты на дорогостоящее лечение.
— Нужно понимать, что различные социальные льготы направлены на поддержку и защиту неработающих инвалидов. В случае когда они начинают работать, у них появляется стабильный источник дохода в виде зарплаты. При этом льготы на ЖКХ, проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение сохраняются.
На мой взгляд, для того чтобы заработная плата инвалида превышала размер мер соцподдержки, в случае если бы он не работал, нужно повышать его образовательный уровень, профессиональную квалификацию. Тогда инвалид сможет получить достаточно хорошо оплачиваемую работу, и пособие, которое он утрачивает, не будет иметь существенное значение.
— Какие еще меры по поддержке инвалидов планируется принять в ближайшее время?
— Мы подготовили законопроект по надзору и контролю в сфере создания условий доступности. Он предусматривает распределение обязанностей по контрольным функциям между различными надзорно-контрольными органами. Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере транспорта, Росздравнадзор — в сфере здравоохранения, Рособрнадзор — в образовательных организациях, Роструд — в учреждениях занятости и социальной защиты.
С помощью законопроекта мы хотим запустить системную работу по выполнению требований доступности для инвалидов, и речь идет не только о физической доступности объектов, необходимо самым пристальным образом контролировать доступность услуг для инвалидов. Это будет уже не призыв к доброй воле органа власти, а законодательно установленные и контролируемые обязательства. Законопроект одобрен правительством и в скором времени будет внесен в Государственную думу.
— Федеральный реестр инвалидов поможет решить вопрос доступной среды?
— Запускаемый нами в работу федеральный реестр инвалидов носит стратегический характер. Он даст возможность оценить ситуацию в масштабах всей страны с помощью конкретных цифр.
Если говорить о федеральном реестре с точки зрения управления — это инструмент, который станет основой для выработки госполитики в отношении инвалидов в самых разных сферах. Например, станет понятно, сколько инвалидов-колясочников и в каких регионах проживает в многоэтажных домах без лифтов. Это поможет регионам принять меры для оборудования домов пандусами, специальными поручнями, проработать вопрос возможного переселения таких инвалидов в другие дома или на первые этажи.
Остро стоит вопрос получения инвалидами профессионального образования. Только половина ребят с инвалидностью успешно завершают профессиональное образование, а остальные сходят с дистанции досрочно по разным причинам. Мы считаем, что федеральный реестр должен помочь и нам, и Минобрнауки, и регионам разобраться в этих причинах и выработать эффективные меры для того, чтобы студенты с инвалидностью, которые смогли поступить в учебные заведения, смогли и получить профессию.
С другой стороны, федеральный реестр поможет контролировать процесс выполнения уже принятых обязательств перед инвалидами: выполнение индивидуальной программы реабилитации, обеспечение техническими средствами реабилитации, получение инвалидами образования и решение вопросов их занятости.
— Каким именно образом субъекты Федерации будут переселять колясочников из домов, не оборудованных пандусами и лифтами?
— Пока их нужно посчитать и понять, какими будут расходы. Есть регионы, которые принимают меры по переселению. Это, например, Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Новосибирская область. Иногда приспособить многоэтажку к нуждам инвалида сложнее, чем организовать переселение. Возможно, и другие регионы будут принимать аналогичные меры, когда поймут точную потребность в них. По экспертным оценкам, численность таких инвалидов относительно невелика — около 500 тыс. человек.
— Какие организации получат доступ к федеральному реестру инвалидов?
— Доступ к персональным сведениям, особенно к сведениям о состоянии здоровья, должен быть ограниченным. Такие сведения охраняются законом. Информация, содержащаяся в реестре, будет использоваться федеральными и региональными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги, и только в объеме, необходимом для предоставления указанных услуг.
По мере разработки федерального реестра к нему начинают проявлять интерес и другие организации. Например, к нам обратилась компания «РЖД» с просьбой предоставить ей доступ к реестру, чтобы эффективнее работать с льготными категориями и предоставлять услуги инвалидам. Это абсолютно логично. Однако, по нашему мнению, мы сможем делиться такой информацией только в случае разрешения со стороны самого инвалида.
— Решит ли федеральный реестр инвалидов проблему их информирования о положенных льготах и видах помощи?
— Инвалиды получат доступ в личный кабинет, где будет отображаться информация о том, что им положено по индивидуальной программе реабилитации (ИПР), в какие сроки и как выполняются назначенные мероприятия. Для этого в личном кабинете появятся определенные сервисы: например, раздел по вопросам обжалования решений бюро МСЭ или невыполнению социальными службами обязательств перед инвалидом. Реестр поможет устранить злоупотребления в части возможного искажения отчетных данных. Инвалид сможет сам выявить те услуги, которые на самом деле не получал или получал в другом объеме либо в иные сроки, а мы, в свою очередь, будем реагировать на такие сигналы.
В личном кабинете отобразятся только те графы, которые будут заполнены по ИПР, но мы намерены сделать общий раздел, который будет раскрывать сведения о полагающихся инвалиду мерах социальной поддержки.
Информация с сайта Известия