Тайм-менеджмент детям необходим, чтобы соблюдать баланс учебы и отдыха, достигать цели, привыкнуть в дисциплине и в целом успеть ярко провести детство при нагрузке, похожей на загруженность топ-менеджера, как говорят детские психологи.
Помочь разобраться с тонкостями тайм-менеджмента могут в первую очередь родители. Взрослым следует учить детей эффективно распределять время с младших классов, чтобы сформировалась привычка ценить свое время. От мам и пап в данном вопросе требуется наблюдательность и внимание к своему ребенку, к его целям, характеру и привычкам. И правильный тайм-менеджмент — это не использовать максимально полезно каждую минуту в сутках, а расписать уроки, дополнительные занятия, секции, хобби так, чтобы проживать день насыщенно, но без выгорания.
Это способ управления вниманием, приоритетами, ресурсным состоянием, отмечает Наталья Галой, доцент Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук: «По сути, сейчас современные родители — это архитекторы внимания ребенка и навигатор его энергии. Для тайм-менеджмента ребенка надо учитывать и возраст, и особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы ребенка, как минимум его темперамент, характер, самооценку».
В любой учебе миссия учителя — вовремя передать инициативу своему ученику, так и в тайм-менеджменте. Нельзя, чтобы ребенок к средним классам привык, что его временем «управляют» родители.
Время любит дисциплину
Организацию детского тайм-менеджмента не стоит откладывать до удобного момента: понедельника или сентября. Вот сейчас — лучшее время. При составлении можно опираться на техники, которые советуют детские психологи.
Начните с плана на неделю, включите туда все запланированные походы: в школу, на кружок, в поликлинику, в секцию, домой к другу. Расписание составляйте вместе с ребенком в воскресенье. Определите четкое время для подъема и отхода ко сну — тут важна дисциплина.
Привыкнув к недельному расписанию, можете приступать к ежедневному тайм-менеджменту. Его следует составлять с вечера.
Можно воспользоваться, например, Матрицей Эйзенхауэра — это инструмент тайм-менеджмента, с помощью которого можно распределить задачи на: «Срочно и важно», «Не срочно и важно», «Срочно и не важно», «Не срочно и не важно». Это как вариант распределения дел.
Помогите детям не бояться «животных», которые используются для описания разных типов задач. В тайм-менеджменте их несколько: слон, лягушка, единорог, мамонт.
- Слон — это крупная задача, которую страшно начать. А если поделить на микрозадачи, справиться с ней будет легче.
- Лягушка — маленькое, но неприятное дело. Тут один совет — сделать в первую очередь.
- Мамонт — крупная, но уже устаревшая задача. Ее нужно вовремя заметить, проверить, точно ли она потеряла актуальность. Если да — вычеркнуть.
- Единорог — большое желание, которое до сих пор не реализуется. Тут рекомендация — превратить его в слона и приступить к воплощению.
Принцип тайм-менеджмента — расписание должно быть жестким на 50-60%. При этом первую половину дня следует расписать более строго, добавив туда все важные и срочные дела. После каждого из них оставляем «зеленые зоны» — островки времени для отдыха и форс-мажоров.
Четко ограничьте время на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Затем добавьте пункт «Отдых». Он тоже должен быть правильным. В свободное время ребенку нужно переключиться, в идеале сменить обстановку. Поэтому родителям советуют создать в доме разные зоны для учебы и отдыха.
Процесс планирования должен нравиться ребенку. Список дел составляйте на основе желаний и потребностей детей, ведь ему проводить свой день по этому списку. Расписание можно вести офлайн: с помощью магнитных досок, канбан-доски (они есть и в онлайн-виде). В ход могут пойти милые и забавные стикеры для заметок, разноцветные фломастеры и смешные наклейки. Или же с помощью приложений в телефоне, где тоже разные дела может помечать цветами, добавлять галочки.
Марианна Лукашенко доктор экономических наук, профессор, бизнес-тренер: «В средней школе стоит планировать время с учетом целей и приоритетов. Попробуйте вместе с ребенком нарисовать карту ключевых областей его жизни, она еще называется картой мечты. Для взрослых это, как правило, работа, семья, а далее у каждого свое — друзья, здоровье, путешествия, спорт. У ребенка могут быть свои ключевые области и свои мечты. Для того, чтобы они сбылись, их стоит преобразовать в конкретные цели. Тогда станут понятны приоритеты, что позволит правильно планировать время, чтобы оно распределялось на главные дела. И для ребенка такое планирование станет сильнейшей мотивацией, поскольку он будет понимать связь между повседневными занятиями и его мечтами и делать все необходимое для того, чтобы они сбылись».
Как только ребенок привыкнет к планированию, пусть он составляет его сам. Родителям остается контролировать составление расписания, напоминать при необходимости и хвалить за маленькие и большие успехи.
В Московском педагогическом государственном университете составили примерное расписание:
Для учеников начальных классов:
7:30–8:00 — завтрак, сборы.
8:30–12:30 — школа (четыре урока).
13:00 — обед.
13:30–14:30 — прогулка, игра.
15:00–16:00 — домашние задания (три блока по 15-20 минут с паузами).
16:00–16:30 — перекус.
16:30–17:30 — кружок (не чаще двух-трех раз в неделю).
18:00–19:00 — свободное время (игра, творчество, настольные игры).
20:00 — ужин.
21:00 — чтение/беседа, подготовка ко сну.
21:30 — сон.
Для школьников 5-7-х классов:
7:00–8:00 — утро, сборы.
8:30–14:30 — школа.
15:00 — обед.
15:30–17:30 — домашние задания (три блока по 40-50 минут).
17:30–18:30 — спорт.
19:00–20:00 — досуг, друзья, игры.
20:30–21:30 — легкая подготовка (повторение материала, чтение).
22:00 — сон.
Ошибки в планировании
Детский тайм-менеджмент — гибкий инструмент, в том числе из-за того, что дети растут и меняются. И не зря детские психологи призывают ориентироваться на привычки и поведение ребенка.
Одна из распространенных ошибок случается, когда родители проецируют свой тайминг на детей или сравнивают свою работоспособность в детском возрасте.
Вторая ошибка — игнорирование отдыха и слишком плотный график занятости ребенка, переполненный так называемыми жесткими делами. «Помню одну маму, которая встречала дочку из школы и, пока та одевалась, кормила ее из ложки йогуртом, чтобы, ни на минуту не задерживаясь, бежать на занятие по музыке. Ошибка такого расписания в том, что ребенок испытывает постоянный стресс из-за «перебежки» из одного места в другое, угрозы опоздания, отсутствия отдыха и элементарного расслабления, что ведет к переутомлению ребенка и потере его интереса к занятиям. Поэтому планировать дополнительные занятия и в принципе любые «жесткие дела» необходимо со значительным интервалом между ними», — делится опытом Марианна Лукашенко.
Ошибки родителей могут быть связаны и с непониманием времени и глубины концентрации детей разного возраста на той задаче, которую им предлагается выполнить. Неверные техники для распределения времени в первую очередь скажутся на самих детях.
Выгорание в детском возрасте
«Жизнь некоторых школьников похожа на график топ-менеджера ведущих компаний», — отмечает Наталья Галой. По ее словам, современные дети истощаются больше и быстрее, чем их родители в их детстве. Первым признаком выгорания будет эмоциональное истощение. У ребенка снижается спектр эмоциональных переживаний: преобладают либо нейтральные переживания, либо негативные.
Выгорание может проявляться в том, что ребенок пытается отстраниться от других людей. Он как будто бы экономит энергию, у него начинает притупляться желание проявлять инициативу, вовлекаться в игры с другими детьми. «Но так как психика раздражена, дети все равно нуждаются в стимуляции. И у них может появиться привычка грызть ногти, губы или другие навязчивые действия», — добавляет доцент Института педагогики и психологии МПГУ.
Кроме того, у ребенка снижается самооценка, он обесценивает свои достижения. И у детей, в отличие от взрослых, от выгорания быстрее возникает психосоматический симптом. Чаще всего это простудное заболевание.
Все дети разные, и нет единого шаблона для организации времени ребенка. Техник и приемов тайм-менеджмента тоже множество. При этом не надо пытаться применять все способы, лучше попробовать что-то одно, потом другое и выбрать то, что подходит конкретному ребенку. И главное, родителям самим следует выделить это в собственном списке дел: «научить ребенка правильно распределять свое время».