19 января 2023 года состоялось очередное занятие от Московского педагогического государственного университета в рамках просветительского проекта для учителей России «Слово учителя: о России, во имя России – МПГУ педагогам». Открывая мероприятие, проректор по дополнительному образованию МПГУ Дарья Александровна Кудрявцева заметила, что в 2022 году его слушателями из Москвы и других регионов России стали более 1 000 педагогов очно и более 30 000 – на YouTube канале МПГУ. В 2023 году в рамках проекта специалисты университета предлагают участникам самые разнообразные темы. Открыл цикл года мастер-класс «Далекое и близкое – как рассказать школьникам о культурном наследии», который провела директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ, к. филол. н. Марина Александровна Кривенькая. Слушателями стали более 400 педагогов из 30 российских регионов.
Ведущая поделилась с российскими учителями опытом работы коллектива факультета и университета в целом по тематике историко-культурного наследия, рассказала о некоторых методических находках и дала рекомендации, как нескучно говорить с детьми о культурном наследии города, страны, мира и как помочь ребенку почувствовать неразрывную связь поколений и ценить наследие своей семьи. С ее точки зрения, одна из трудностей связана с тем, что спектр ассоциаций, которые вызывает слово «наследие» у школьников, обычно сводится к тому, что это что-то далекое. На мастер-классе она предложила учителям ряд советов, как сделать далекое близким – в пространстве, во времени и в эмоциональном восприятии ребенком своей причастности к культурному наследию. Экскурсии в ожившие «бабушкиным сундуком» как восстановление семейной истории через объекты материальной и нематериальной культуры, переработка традиционных мотивов народного художественного искусства и новые формы его трансляции в современном социокультурном пространстве – вот одни из немногих направлений просветительской и проектной работы, которые можно предложить обучающейся молодежи как в многонациональных городах, так и в небольших населенных пунктах разных регионов России.
Во второй части встречи ведущая проанализировала результаты анкетирования, которое специалисты Управления непрерывного педагогического образования МПГУ провели накануне занятия. Зарегистрированным участникам встречи было предложено ответить на три блока вопросов о наиболее эффективных способах и форматах изучения историко-культурного наследия в школе. Две трети педагогов считают, что необходимо представлять тематику историко-культурного наследия России как «сквозную» во всех предметах учебного цикла, чуть меньше трети предпочитают уделять этой тематике отдельное время, например, в курсе ОДНКНР/в рамках «Разговоры о важном» и др., небольшое количество считает, что лучше оставить эту тематику преимущественно для сферы дополнительного образования. Подавляющее большинство уверено, что представлять тематику наследия России надо в контексте общемирового цивилизационного наследия, есть меньше – как часть краеведения/регионоведения/брендирования региона и как аспект изучения культуры народов России/этнологии. В вопросе о формах знакомства с историко-культурным наследием голоса разделились поровну. Это означает, что педагоги считают одинаково важными все направления работы: через фестивали народной культуры/этно-/гастрофестивали, через этнотуризм/музейную деятельность и через проектную деятельность обучающихся.
Уверены, что разговор на эту важную и далеко не простую для педагога тему будет продолжен и в рамках других проектов МПГУ. О востребованности тематики говорят также вопросы и комментарии, которые слушатели оставили на сайте. Надеемся, что и ответы на них, и в целом встреча, оказались для педагогов полезными.
Основные сведения о проекте и график проведения мероприятий можно найти на странице официального сайта МПГУ: https://mpgu.su/slovo-uchitelja-o-rossii-vo-imja-rossii-mpgu-pedagogam/
М.А. Кривенькая