26 мая 2021 г. в рамках большой Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием “Дополнительное образование детей: пути развития”, проведенной кафедрой исследовательской и творческой деятельности факультета начального образования Института детства, прошла работа секции “Педагогика и психология дополнительного образования”. Модератором выступила доцент кафедры психологической антропологии Института детства Наталья Борисовна Ковалева.
Секция прошла продуктивно, с обсуждениями, разминками, рефлексивными паузами и небольшими дискуссиями, что обеспечило достаточно большую включенность участников и создало теплую дружескую атмосферу. В работе активно участвовали представители разных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Якутия): педагоги, психологи, воспитатели ведущих российских вузов, гимназий, центров творчества и других образовательных учреждений.
Внимание участников, по предложению руководителя секции, было сфокусировано на вопросах, связанных с поиском идей, способов, технологий создания условий для свободного самоопределения и творческого развития личности в новую эпоху взросления и жизни. Проблемы такого взросления были восстановлены интерактивно на образных примерах.
В докладах были представлены концепты и технологии самых различных форм образовательной антропопракти, направленной на создание условий для развития личности, субъектности, позиционности, творческой направленности и метапредметных способностей учащихся. Несколько докладов было посвящено программам духовно-нравственного развития личности, осуществляемых в технологиях медиагерменевтики и сюжетно-деятельностной игры на основе рефлексивно-позиционного подхода под руководством Н.Б. Ковалевой. Наибольший интерес в выступлениях данной исследовательской группы , представленной О.В. Михеевой, А.Е. Касимовой, Е.В. Юртиной, С.А. Бурдюковой и самой Натальей Борисовной вызвали идеи о проектной природе рефлексии и личностной позиционности, предполагающей способы реализации ценностей, раскрытие таких особенностей творческого осмысления и понимания текста как выход в зону непонятного, преодоление стереотипов и клише, слияния горизонтов, диалога с Другим – не только с непосредственными участниками или авторами, но и самим текстом воспринимаемым как полноценный субъект , важность разминок и творческих форм рефлексии в совместном творчестве в рамках медигермневтики или герменевтики недоумения и вопрошания (Н.Б. Ковалева, 2012, Ф.А. Ковалев, 2015), моделирование художественной среды в сюжетно-деятельностных играх с целью формирования субъектности и другие. Большой резонанс вызвали также доклады С.В. Данильчевой, раскрывшей особенности самосознания современной молодежи на основе рефлексивно-позиционной методики «Метафорический девиз жизни»); О.И. Товариштай поделившейся некоторыми техниками дистанционного консультирования юных якутян и А.С. Обухова в наглядной форме продемонстрировавшего возможности приобщения детей к исследовательской практике в сфере биологии. Эти доклады породили целую дискуссию о перспективах дистанционного образования, в процессе которой пришли к выводу, что трудности и проблемы – это возможность поиска новых технологий для превращений дистанционного образования в эффективный механизм саморазвития и обретений личных знаний. По мнению участников, (комментарии и отзывы представлены ниже), состоялось яркое событие, создавшее возможность для продуктивного обмена опытом и возникновения новых проектов.
Высказывания в чате и гугл-доке
Рефлексивная пауза после первых пяти докладов: Какие идеи, мысли, техники вызвали отклик, что отметили как важное, что нового для себя отметили?
[14:22] Товариштай Ольга (Якутия): Очень интересно, подобный метод, оказывается мы применяли в работе с детьми в айти лагере, только по картинам якутских художников.
[14:22] Бурдюкова Софья Александровна (Москва): Спасибо за доклады. Для себя подчеркнула важность разминок и творческих форм рефлексии и варианты использования их во время занятий в госпитальной педагогике.
[14:23] Антонина Касимова (Иркутск): Переход к пониманию с выходом к непознанному – возможность приблизиться к смыслу текста и медиагерменевтика как инструмент.
[14:23] Новикова Мария Сергеевна (Москва): Каждому необходимо избавиться от клипового мышления и поверхностности, стать субъектом собственной жизни и не бояться перемен.
[14:23] Данил Апанович (Иркутск): Книга как все еще актуальный образ познания в мире. Как будто она больше позволяет хранить в себе возможность мира, творимого не только автором, но и читателем.
[14:23] Новиков С.А. (Иркутск): Вопрос к Юртиной: Дети были не готовы к рефлексивной работе в начале. В конце года или полугодия что-то изменилось?[14:35] Юртина Евгения Владимировна (Иркутск): Ответ на вопрос выше: Изменилось ли что-то в рефлексивной позиции детей” В конце года девочки начали всё больше разворачивать вопросы на свои жизни. Тема искушения стала актуальной, и девочки стали действительно субъектами наших с ними занятий, ведь процесс понимая был выстроен на их личных размышлениях. И в конце урока мы приходили к общему заключению, которое не становилось предельным, а давало повод думать над ним дальше.
[15:36] Новиков С.А. (Иркутск): Вопрос к С. А Бурдюковой: В чем отличие “личностного” высказывания от “клишированного”? Как определить, какое высказывание озвучивает участник занятия? Какие критерии, чтобы отличить одно от другого?
[15:39] Бурдюкова Софья Александровна (Москва): С точки зрения Н.Б. Ковалевой, клише воспроизводит готовое высказывание, за ним нет личностного смысла: если задать вопрос на понимание – ученик может только пересказать уже сказанное. Личностное высказывание содержит некоторое открытие, это не готовый ответ, а результат проделанной работы, культурной рефлексии – открывшийся смысл. Ученик демонстрирует готовность разворачивать и размышлять над этой темой, углубляет ответ, перестраивает некоторые свои мировоззренческие суждения.
[15:58] Товариштай Ольга (гость): Спасибо большое организаторам, психология в доп.образовании остро востребована, так как имеет гибкую структуру и ориентирована на детей и их родителей. Герменевтический подход, буду изучать и пробовать использовать в работе!
[16:15] Товариштай Ольга (гость): Спасибо!!!!!Будем дружить “домами”, регионами.
Гугл-док (16:20 – 16:50)
Данил Апанович (Иркутск): Наверное, наиболее запомнилось мне идея поиска языка разговора в медиа пространстве. Как искать способы того как работать с современностью, а не бороться с ней. Первичное в антропопрактике – это учет человека, учет Другого. Мы встречаемся с этим Другим при работе… герменевически очень важно его увидеть, понять, принять и вместе начать движение.
Светлана Данильчева (Москва): Откликнулся тезис, проиллюстрированный на обсуждении мотивирующих интернет картинок, что для использования их с целью актуализации вопроса, проблемы, важно учитывать не только предмет, но и потенциальную. парадоксальность и современность формы.
Касимова Антонина (Иркутск): Интересно, какие разные техники работы существуют, о которых даже не знала ранее. И в связи с этим – хотелось бы более точечно погрузиться в проект “Парк онлайн”, так как он дает возможность работать как бы вне времени. Еще новое для себя, что когда ты в процессе и в деле, ты как вне времени и вне пространства, ты в своем новом тексте, в новом диалоге с миром.
Ольга Михеева (Иркутск): Как всегда вдохновили идеи Натальи Борисовны, особенно про важность вступать в диалог с Другими и визуализация проблем, которые надо учитывать в новой ситуации взросления! Очень понравился доклад Светы Данильчевой – наглядно видно, как проявляется та или иная особенность современного мировосприятия – и не только подростков и молодых людей. Порадовали доклады Жени Юртиной, Юли и Тони – с разных фокусов они смотрели на реализацию программы в православной гимназии Иркутска и это было интересно. Доклад Ольги из Якутска – надежда на будущее: есть неравнодушные люди, которым удается помогать тем, кому помощь практически недоступна, значит, не все потеряно! Доклад про обучение резьбе по дереву: видно, что докладчику удается вокруг своего любимого занятия удаётся собрать детей. Остаётся пожелать ему дальнейших успехов и постановки новых задач, связанных в том числе и с осознанной работой с детским мировоззрением Спасибо всем большое!
Новикова Мария (Москва): 1) Работа с метафорами, образами, культурными образцами; творческие проектные формы рефлексии; диалог, встреча с ДРУГИМ. 2) Антропопрактика предполагает деятельность, в рамках которой человек обретает субъектность по отношению к своей жизни, формирует личную позицию в результате совместного общения с другими, их сообщности и сопричастности к единому культурного пространству. 3) В рамках педагогической деятельности я часто сталкиваюсь с «вялостью» мышления детей. Дети чаще выбирают то, что проще, что лежит на поверхности. Из-за этого теряется интерес к познанию, к самореализации, и в итоге, детям сложно понять собственные ценности и смыслы.
Все было просто супер! Все докладчики большие молодцы! Интересно посмотреть на рефлексивно-позиционный подход с практической точки зрения, послушать реальные истории, как он помогает педагогам, работникам сферы психологии в реализации основных идей. Это большой и качественный шаг в современном мире, где происходит “увядание” ценностей творчества, развития, самопознания. Всем успехов личностных и профессиональных! Отдельно хотелось бы выделить доклад Касимовой Антонины. Понимание через некомфортную зону непонимания – тезис, который прям зафиксировался в моей голове. Действительно, ничего не происходит просто, а как часто дети боятся сталкиваться с трудностями. Также, было интересно узнать про проект православного лагеря, представленный Михеевой Ольгой. Хотелось бы побольше узнать про игру “Хранитель цивилизации”. По фотографиям было сразу видно, что дети и взрослые, приехавшие в лагерь, получают неимоверное удовольствие. Баштовая Арина затронула проблему, очень актуальную на сегодняшний день. Как мало читают современные дети! И к сожалению, часто школьная программа предлагает знакомиться с неподходящими по возрастному и психологическому развитию произведениями. Дети не чувствуют отклика в своей душе и теряют мотивацию читать совсем. Товариштай Ольга с представленным проектом про северные регионы и психологическую помощь в них очень меня впечатлила. Такое маленькое население и такой большой вклад в изменение жизни. Данильчева Светлана посеяла желание выйти из потока, перестать плыть по течению, понять смыслы и цели. И всегда иметь не конечные цели, а перспективные, чтобы всегда было поле для дальнейшего развития. Всех, кого я не отметила, тоже озвучили многие интересные идеи, мысли, о которых мне еще предстоит подумать!
Михеев Михаил (Санкт- Петербург): Очень насыщенное идеями и новыми техниками пространство породило множество встречных мыслей, желание глубже разбираться в психологии понимания и непонимания, в проектности, позиционности, психотерапии, мотивации и конечно же в медиагерменевтике недоумения и вопрошания. Также очень интересной показалась практика 26 кадра или точки варения в зарисовке А.С. Обухова, раскрывающая возможности вовлечения в сложное исследование детей через интернет формы. Хочется от души поблагодарить организаторов за живое и в то же время продуктивное модерирование пространства докладов, умные вопросы, актуальные дискуссии, рефлексивные паузы – новые идеи. Спасибо!!!
Товариштай Ольга (Якутск): Спасибо большое организаторам, психология в доп.образовании остро востребована, так как имеет гибкую структуру и ориентирована на детей и их родителей. Герменевтический подход, будем изучать и пробовать использовать в работе!
Бутаков Иван (Иркутская область): Большое спасибо за конференцию. Немало почерпнул для себя полезной информации. Докладчикам большущее спасибо! Есть пробелы в понимании и методах герменевтики, буду продолжать изучать.
Отзывы:
Светлана Данильчева, выпускница кафедры психологической антропологии Института детства: В рамках научно-практической онлайн конференции “Дополнительное образование детей: пути развития”, организованной Московским Педагогическим Государственным Университетом 26.05.2021, провела работу секция “Педагогика и психология дополнительного образования”.
Вступительное слово руководителя секции Натальи Борисовны Ковалевой задало вектор работы на поиски и обсуждение новых способов, технологий, идей создания условий творческого развития личности. Обсудив с участниками проблемы современного общества, в котором взрослеет подрастающее поколение, Наталья Борисовна заострила внимание на антропопрактике как подходе создания не просто развивающей среды, а пространства обретения детьми собственной субъектности через совместную деятельность, взаимодействие со взрослыми и другими сверстниками.
Рефлексивно-позиционный подход, как один из психолого-антропологических подходов, позволяющих создать гуманитарные технологии нового типа, был раскрыт в целой серии докладов. Н.Б. Ковалева как автор подхода, разработчик медиагерменевтики и сюжетно-деятельностной игры как его продуктивных технологий и инициатор многих проектов данного научно-практического направления раскрыла ряд наиболее важных понятий таких как новая ситуация взросления, проектность рефлексии, свободное самоопределения, диалог с текстом как с живым субъектом, событийность художественного образца, позиционность как способность воплощать в деятельности собственные ценностные ориентации и нравственные убеждения, уникальные особенности моделируемого пространства с текстом и с другими, а также кратко представила боле 10 проектов, построенных на данных основаниях. Интересно было выстраивать представление о разнообразных возможностях и результатах подхода в последующей развертки разных проектов в выступлениях других участников. Так, Ольга Вениаминовна Михеева, руководитель Центра духовно-нравственного воспитания студгородка ИРНИТУ, представила практику сюжетно-деятельностной игры в проведении программ детского лагеря, подчеркнула задачу лагеря формировать субъектность и передавать духовные ценности, которые бы сохранялись как значимые для детей и в их обычной, не лагерной жизни. Важность проведения разминок для создания условий понимания художественных и медиатекстов ярко показала Касимова Антонина, воспитатель Центра духовно-нравственного воспитания студгородка ИРНИТУ. Тему развития духовного потенциала и создания условий для мировоззренческих открытий на основе работы с разного рода текстами в экспериментальной программе преподавания вероучительных дисциплин в технологиях герменевтики недоумения и вопрошания продолжили Евгения Юртина, раскрывшая на ярких примерах техники работы с художественными, образными и религиозными текстами, в опоре на понятие «горизонты понимания и их слияние» и Софья Бурдюкова, магистрант кафедры психологической антропологии МПГУ, проиллюстрировавшая результативность программы на примере формирования субъектности и личностных высказываний. Доклады продемонстрировали как в работе с картинами, художественными текстами и другими культурными образцами в течение полугодия раскрывались темы сотворения мира и искушения для учениц женской православной гимназии Иркутска. В докладах были раскрыты принципы медиагерменевтики и творческой рефлексии, позволившие обрести новый «горизонт понимания», преодолеть изначальное стереотипное и вмененное понимание воспитанниц. Результаты пилотажного исследования условий развития мировоззрения с применением рефлексивно-позиционной диагностической методики «Метафорический девиз жизни», которыми поделилась выпускница магистратуры кафедры психологической антропологии МПГУ Светлана Данильчева, ярко продемонстрировали преобладание потребительской картины мира и отсутствия у современной молодежи опор для собственного действия в стремительном потоке жизни, а также эффективность рефлексивно-позиционных технологий в целях развития субьектности и культуросообразной картины мира у детей.
Важной темой, затронутой в нескольких докладах, стали возможности и сложности дистанционного формата и интернет среды в дополнительном образовании. Например, дистанционный формат психологического сопровождения в условиях Крайнего севера позволяет реализовывать государственную программу поддержки семей для целого региона, чем поделилась Ольга Ильинишна Товариштай, педагог-психолог ГАНОУ РС (Я) “РРЦ “Юные якутяне”. Педагог дополнительного образования Ракитин Михаил Юрьевич продемонстрировал как задействует интернет среду, ведение личных страничек и он-лайн общение для создания мотивации к занятиям резьбой по дереву наряду с офф-лайн практикой посещения музеев, поддержки собственного опыта и достижений в освоении мастерства. Видеоролик о работе Исследовательского центра “Точка варения” Колледжа 26 КАДР, подготовленный командой профессора Обухова Алексея Сергеевича, поразил тем, как быстро команда смогла переориентироваться в условиях самоизоляции и продолжить исследовательскую деятельность учеников в он-лайн формате благодаря видео-заданиям, совместным он-лайн экспериментам, встречам с представителями разных наук, видео с обратной связью участников. Оказывается, самоизоляция не только не стала преградой для исследований окружающего мира, но и, наоборот, дала возможность подключаться к практике ученикам из разных городов, чем все участники секции были вдохновлены на поиск и создание собственных онлайн-инструментов работы.
Отдельно стоит отметить формат работы секции. В традиционные доклады были встроены рефлексивные паузы и разминки, которые проводились как руководителем секции Натальей Борисовной, так и Касимовой Антониной. Таким образом, техники организации занятий на базе рефлексивно-позиционного подхода были опробованы самими участниками онлайн, а не только освещены в теории. Рефлексивные вопросы, паузы для осмысления и обмен мнениями в чате не дали слиться докладам в один обезличенный поток даже на пятом часу работы конференции. По ходу работы секции участники имели возможность расставить важные для себя акценты, постепенно нанизывая возникшие мысли и открытия на «ниточку», и в итоге каждый получил свои «смысловые бусы», чем смог поделиться с другими участниками в общем поле, используя возможности совместной работы в google-формах.
Такой интерактивный подход в дистанционном формате не только помогал удерживать внимание и рабочий настрой, но создал особенно теплую и дружескую атмосферу. Если в начале работы «монитор» каждого состоял из безликих черных квадратов с белыми инициалами, то в конце наши экраны больше напоминали цветное и теплое лоскутное одеяло из улыбающихся лиц докладчиков и дискутантов секции.
Закончилась секция общей дискуссией по пока еще сложному, но уже неизбежному для психолого-педагогической практики формату онлайн-работы. Обсудив положительные стороны и ограничения дистанта, участники сошлись во мнении, что новый вызов требует от нас творческого подхода и прорыва в создании таких форм совместной работы, при которых станет возможным создавать детско-взрослую развивающую среду, преодолевая пространство и границы экрана. В итоге разошлись участники, дав дружеское обещание дружить домами и регионами!
Апанович Данил Владимирович, аспирант ИГТУ (Иркутск): Наверное, большая часть нашей работы завязано на поиски новых форматов общения, позволяющих участникам процессов активнее включаться.
Конференция – это обычно весьма стандартный фрейм взаимодействия людей между собой, что порождает порой весьма стандартные ожидания от процесса. Кроме того, как это ни странно, ее дистанционный формат эти ожидания даже больше закрепил. Человек сидит и говорит, остальные его слушают. Иногда задают вопросы. Здесь же усилиями Натальи Борисовны попытались внести в этот процесс элементы включения настолько, насколько это возможно для большой и малознакомой группы людей. Проблемное поле конференции было изначально задано руководителем секции через привлечение метафорических образов и их обсуждение. Также изначально были продуманы рефлексивные паузы и включение фасилитатора в моменты ослабления внимания аудитории. Несколько раз мы усиливали свое внимание через двигательно-образные разминки, которые предлагала участникам делать Тоня Касимова. Разминки могут позволять не только просто разминать мозг. Они еще форматируют пространство так, чтобы у участников возникло ощущение безопасности. Ощущение, что они могу говорить и их высказывание не станет поводом для остракизма их самих. Однако в таком формате для этого требовалось постоянное подкрепление техническими приемами: в ход шли проблематизирующие вопросы, остановка докладчика и разбор с аудиторией представленного визуального материала, подбор вопроса и формы ответов, для запуска итоговой дискуссии по теме “Дистанционное образование – это хорошо или плохо? и почему?”, что реально позволило включиться и высказаться практически всем.
По содержанию вызвал поток мыслей тезис из доклада Н.Б. Ковалевой о том, что мы находимся в медиареальности… можно так сказать, пространстве умножения информации, и чтобы его охватить мы вынуждены прибегать к поверхностному восприятию. А вот как углубляться – это большая проблема… а главное куда и за счет чего? Некоторый ответ на этот вопрос также был дан в трактовке «Антропологического подхода» как подхода, в котором человек рассматривается как полный человек, являющийся уникальной индивидуальностью, субъектом собственной жизни способным к преобразованию себя и мира. А рефлексивно- позиционный подход и его технологии как раз и позволяют моделировать развивающую диалогическую среду в опоре на принципы рефлексии, проектности, свободного самоопределения к смыслам и ценностям своей жизни, сквозной художественности и со-бытийности культурно-опосредованного пространства встреч с Другими!
Запомнился образ мира из доклада Ольги Вениаминовны. Разделение на два пространства – пространство земного и пространство вечного, а между ними пространство культуры. Только через культуру мы можем пробиваться в вечное, для меня же встает вопрос. Нам ясно, что далеко не вся культура ведет к вечному и здесь есть вопрос как нам отличить культуру ради культуры от прохода в вечность через культуру.
В докладе Евгении Юртиной высветилась работа над визуальными образами. Поскольку сейчас текст в его обычном понимании сложен. Особенно в работе с детьми ему просто необходимы подкрепления в виде картинок или даже мультипликации. Это позволяет начинать неоднозначно мыслить… поскольку почему-то обычный печатный текст часто создает иллюзию единственного прочтения и сложно порождает в участниках беседы созвездия образов, а потому высказывания и обсуждения очень часто крутятся вокруг каких-то малозначимых буквалистских тонкостях.
Доклад Данильчевой Светланы ввел весьма интересное различение между движением к смыслу, движением к цели. Образ первого – цветок, прорывающийся сквозь асфальт. Образ же второго – это восхождение на Эверест. Что и как выбрать?
Также воодушевила дискуссия о значении и сложностях дистанционного образования, итогом которой стало понимание, что оно не только открывает перед нами новые возможности. но и ставит жесткие проблемы, которые важно решить. А также показала, что восприятие общения через экран – разное: наиболее продвинутые участники научились устанавливать эмоциональный контакт и сопереживать даже в таких затрудненных условиях.
В целом конференция раскрыла новые практики, возможности превращения их в антропопрактики и значительно расширила наши горизонты взаимопонимания!
Новикова Мария Сергеевна, магистрант Института детства: 26 мая 2021 года состоялась научно-практическая онлайн-конференция “Дополнительное образование детей: пути развития”. Сразу бы хотелось отметить новизну и практичность такого дистанционного формата проведения мероприятия. Организаторам удалось объединить вместе большое количество людей, заинтересованных в модернизации образования, его развитии. Каждый участник конференции, в том числе и я, ощущал себя частью чего-то очень значимого, видел единомышленников, получил возможность познакомиться с практикующими педагогами и психологами, а они в свою очередь поделились своим опытом. Такие встречи – это прекрасная возможность раскрытия своего потенциала, зарядки энергией и желанием творить и созидать.
На пленарном заседании для меня стало открытием, какую огромную деятельность в сфере дополнительного образования осуществляет мой вуз, МПГУ. Все эти проекты были бы невозможны без энтузиазма и творчества работников института. Их вклад очень ценен для всей системы образования России. Нужно не останавливаться и продолжать покорять высоты!
Очень красивый доклад был у Голованова Виктора Петровича с цитатами и новыми смыслами, раскрывающий философскую сторону процесса воспитания. Действительно, воспитание – приоритет дополнительного образования.
Хочется выразить благодарность всем выступающим на первой части конференции. Такой обобщающий и в то же время конкретный ввод в тему был необходим для слушателей, чтобы дальнейшие доклады по секциям воспринимались как части одного целого.
Мне посчастливилось попасть на секцию № 6 “Педагогика и психология дополнительного образования”, руководителем которой была Ковалева Наталья Борисовна, в связи с чем мне удалось поближе познакомиться с ее авторским рефлексивно-позиционным подходом. В докладе самой Натальи Борисовны ярко с привлечением метафорического контекста была поставлена з проблема и раскрыты самые главные закономерности рефлексивно-позиционного подхода, медиагерменевтики и антропопрактики. Особенно была подчеркнута идея формирования позиции через формирование продуктивных способов реализации ценностей и становление рефлексии как проектного мышления. А ее последователи Ольга Михеева, Антонина Касимова, Евгения Юртина, Светлана Данильчева в своих докладах углубили мое понимание по таким вопросам как становление субъектности, развитие собственных смыслов и целей, освоение творческих форм рефлексии, открытие непонятного, что несомненно важно для качественной деятельности детей, в том числе и в исследовательском направлении. Такие знания необходимы каждому педагогу, чтобы создать поле для развития своих учеников. И как следствие, дополнительное образование будет не просто развлечением, а инструментом для развития тех сторон ребенка, которые мало или совсем не затрагиваются в урочное время. Внедрение идей антропопрактики, герменевтики в практику позволит выстроить доброжелательную атмосферу с правом на ошибку, желанием услышать и понять другого, почувствовать себя сопричастным к единому культурному пространству. Дети перестанут чувствовать себя одинокими, это придаст им внутренней силы. И это не просто слова – докладчики представили реальные проекты, которые реализуются на сегодняшний день и уже приносят свои результаты. Очень затронул проект православного лагеря, в котором мне даже захотелось побывать самой!
Также, были выступающие из других регионов России, что очень порадовало. Это совершенно другая жизнь, другая культура, но тем не менее мы все объединены общей идеей. Выражаю благодарность всем организаторам и участникам конференции!