«Телесные ощущения» – что мы понимаем под этой фразой? Прикосновение к нам? Свое прикосновение к другому? Реакции? А как мы сами ощущаем свое тело – его границы, его «разговор» с нашим разумом и бессознательным? Умеем ли мы распознавать сигналы, которые идут изнутри? И может ли тело управлять нашим разумом? И главное – что именно в телесном опыте оказывается определяющим для человека?
В День осязания и кинестетики в Институте детства вопросы телесности рассматривались с разных точек зрения, с позиции разных наук и практик.
Прикосновение – важнейший фактор развития человека: младенец познает мир через то, как его держат – и держат ли вообще – на руках. Психологический комфорт зависит от того, как часто человека обнимают. Дружеское рукопожатие дает ощущение безопасности. Но если телом переживались травмы, то как на них реагирует мозг? А психологические травмы – как они влияют на тело?
В течение дня студенты имели возможность поговорить том, какие телесные контакты делают человека счастливым, а какие приводят к негативным последствиям, и обратиться к специфике взаимовлияния мозга и тела. Одним из самых эмоциональных переживаний стал просмотр фильма «Дети Беслана» и его обсуждение с Алексеем Сергеевичем Обуховым, к.психол.н., профессором МПГУ, который работал в группе психологов нашего вуза, оказывавших экстренную помощь школьникам – заложниками террористов в 2004 году. Переживания тех событий остры до сих пор, и обсуждение каждый раз получается очень эмоциональным, студенты не скрывают слез. Тело говорит само за себя, кажется, что оно чувствует боль тех детей. И именно поэтому беседа о беззащитности ребенка поднимается снова и снова в контексте погружения в профессию.
Противоположная насилию тема – тема любви – поднималась в интерактивной лекции д.психол.н. Л.Б. Шнейдер. Но так ли безобидна любовь? Это чувство принято противопоставлять страданиям. Но ведь недаром в культуре «любовь» и «страдание» порой являются синонимичной парой. В разновидностях этого чувства пытались разобраться участники активной аналитической работы.
Прислушиваться к своему телу, ловить его сигналы и корректировать свое поведение можно было научиться в рамках мастер-классов: «Телесность как источник информации» (к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии МПГУ Н.М. Мякишева), «Иллюзии ощущений и восприятия» (к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии А.М. Федосеева), «Сенсорные эталоны в прикосновении» (магистранты кафедры психологической антропологии МПГУ Е.Комлева и М.Овчинникова), «Психо-физический тренинг по методике С.В. Клубкова» ( ст. преподаватели МИОО А.Н. Андреев и Е.И. Косинец). Почувствовать, как тело изменяется голосом – в процессе пения – можно было под руководством коллектива «Измайловская слобода».
С приемами развития чувств и интеллекта делились специалисты в рамках практико-ориентированных семинаров: «Игра как способ жизни» (режиссер, педагог Химического лицея №1303 Н.В. Клинкова), «Живой лоскуток: как научить ребенка делать куклу своими руками» (к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии И.С. Конрад), «Интеллект на кончика пальцев» (педагог дополнительного образования Е.А. Стасенко), «Что тяжелее: пуд муки или пуд соли?» (к.п.н., доцент кафедры ИКТ Ж.А. Першина), «Надписи, которых мы не видим» (ст.преподаватель кафедры ИКТ Е.Г. Кабаков). Студентами художественно-графического факультета была проведена мастерская по воплощению тела – «Визуализация 2D и 3D образов».
День завершился лекцией «Ощущаемое Я» д.психол.н., академика РАО В.А. Петровского о том, как человеком понимаются границы собственного тела, вариативности восприятия и ее подоплеке.
Мероприятия Дня осязания и кинестетики стали своеобразными вводными занятиями в курсы психофизиологии.