Студенты филологического факультета Института филологии МПГУ посетили выставку «Россия. Моя история. 1945-2016 гг.».
Своими размышлениями о выставке делится студентка 2 курса Анна Алехина.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев
После посещения выставки «Россия. Моя история. 1945-2016 гг.», прошедшей в Манеже, вспоминаются именно эти строки великого русского поэта – Ф.И. Тютчева. Название проекта говорит само за себя. История нашей страны, России – это наша общая история и одновременно история, состоящая из частичек истории судеб отдельной личности. Это особенно характерно для истории XX – XXI веков.
От итогов Великой Отечественной войны и до наших дней, история страны показана как через самых значимых ее представителей, так и через образ всего русского народа.
Мультимедийную выставку не зря называют «живым учебником» по истории России: интерактивные проекции на стенах и огромные экраны с возможностью чтения заметок по материалам выставки и книг представляют собой компактную, красочную и доступную информацию. Кроме того, на выставке имеются кинозалы, показывающие короткометражные фильмы о событиях сталинского времени, перестройке и пр. Особый интерес представляют для посетителей очки виртуальной реальности с возможностью заглянуть в космическое пространство. Эти очки желают примерить практически все посетители выставки, от мала до велика, и потому к ним, как правило, выстраивается очередь. Но ожидание стоит того!
На выставке не дается оценка истории – только факты, что позволяет посетителям самостоятельно, без участия чьего-либо субъективного мнения, сформировать отношение к предлагаемой информации. Например, историческая фигура – Сталина – дана сквозь призму правды. На странице, рассказывающей о смерти Сталина, например, замечено: кто-то воспринял его кончину как личную трагедию, кто-то облегченно вздохнул.
Выставка дает возможность остановиться на развилке истории и спроектировать другой ее ход. Хотя мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения. Что должно свершиться – свершилось. А пока ты думаешь о «хрущевских» достижениях и перегибах, твое внимание ловит фотография молодого Юрия Никулина, очередной стенд рассказывает про послевоенную «дворовую» жизнь. Игры в домино, дворовые компании детей. Детские улыбки «цветут» на фотографиях сквозь самые долгие времена счастьем и чистотой. А рядом – первая советская звезда – Муслим Магомаев, рождение из капустника КВН…
Выставка, при всей сжатости представленных на ней исторических сцен, замечательна тем, что она ничего не замалчивает и не пропускает. Будь то «дело врачей», Афганская война, первые «хрущевки», культовые фильмы – от «Человека-амфибии» до «Белого солнца пустыни» и «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц в пятый раз стреляет в предателя в бесконечно крутящемся киноотрывке, молодежь разгадывает викторину про космос, Солженицын и Сахаров смотрят на тебя поверх времени, а ты пытаешься сложить из этого мозаику «своей» истории и тоскуешь по возможности прочитать о ней в талантливой, ни в чем не лгущей повести, или еще раз почувствовать ее атмосферу в прекрасном и честном кино. Отсюда почувствовать – из десятых годов XXI века.
Своеобразной кульминацией экспозиции становятся вторая половина 80-х и 90-е – горбачевское и ельцинское время. Мы смотрим во времена, в которых большинство зрителей уже жили. И выбирали – не сами эпохи («времена не выбирают»), но взгляды, смыслы, ценности, позиции.
Cреди множества великих, предупреждающих и учащих нас смыслам истории изречений успокаивают замечание А.Н. Горчакова «Россия не сердится, Россия сосредотачивается» и предупреждение О. Бисмарка «С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть», и точное наблюдение Д.С. Мережковского: «Одна из глубочайших особенностей русского духа заключается в том, что нас очень трудно сдвинуть, но раз мы сдвинулись, мы доходим во всем, в добре и зле, в истине и лжи, в мудрости и безумии до крайности». Вот уж поистине так. «От разорения страны и потери более 14% населения к полному восстановлению и народному единству». Как рассказал нам экскурсовод – Константин Белый, туристы часто удивляются, как нашей стране удается падать и каждый раз подниматься, не имея для того практически никаких ресурсов. Все иностранцы, как один, спрашивают в чем наш секрет? Характер демонстрируемых фактов вызывает невероятный патриотический подъем в сердцах посетителей. Каждый чувствует себя причастным к уже давно свершившейся и еще совершающейся истории. И долго помнятся слова замечательного актера Михаила Ульянова: «…человек не пылинка на ветру, не слеза на реснице».
Анна Алёхина,
студентка 206 группы, Института Филологии.