Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Развиваем внутренние ресурсы учебного успеха ученика из группы “УМЕЮ” в предметном обучении

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

В Педагогической Мастерской проф.  Н. Л.  Галеевой «Управление качеством образовательного процесса в системе «учитель-ученик»» 23.04.2025. состоялась очередная встреча. На этот раз предметом обсуждения стали инструменты педагога, обеспечивающие развитие у обучающихся умений и навыков, обеспечивающих эффективное и результативное использование знаний, освоенных в предметном обучении. Участники представляли свой опыт по формированию функциональной грамотности на материале школьных предметов с использованием дидактического потенциала цифровых образовательных ресурсов, демонстрировали способы развития критического мышления учеников, их самостоятельности и рефлексии в процессе учения.

Единое смысловое поле для обсуждения понятий представила в своем выступлении Дарья Александровна Грязнова, выпускница магистратуры КУОС им. Т.И. Шамовой, педагог-организатор по экскурсионной деятельности ОЧУ «Газпром школа». В её выступлении такие понятия и термины как 4К, soft skills, self skills были представлены как представляющие наибольшую ценность ключевые компетенции XXI века, которые могут рассматриваться как обязательный результат образования, кратко называемый функциональной грамотностью, наравне с базовой грамотностью, академическими знаниями и техническими навыками. Дарья Александровна актуализировала соотнесение метапредметных образовательных результатов, заданных ФГОС последнего поколения, и характеристик функциональной грамотности в описании «soft skills», «self skills» и навыков «4К», доказала, что использование термина «метапредметные результаты» вполне допустимо для описания личных инструментов формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. В заключение выступления была сформулирована совокупность требований к профессиональной компетентности педагога по формированию и развитию метапредметных образовательных результатов обучающихся.

Выступление Григорьевой Ольги Валерьевны, учителя истории и обществознания, зав. отделением гуманитарных дисциплин МАОУ «Гимназия №8» г. Ангарск, Иркутской обл., методиста МБУ ДПО “Центр обеспечения развития образования”, регионального методиста ЦНППМ ГАУ ДПО ИРО, председателя региональной предметной комиссии ГИА (ОГЭ /ЕГЭ) по обществознанию, члена Всероссийского экспертного педагогического совета,  было посвящено описанию разработке и реализации предметно-ориентированной системы форм учебной деятельности для развития универсальных учебных действий обучающихся. Докладчик представила процесс формирования универсальных учебных действий у обучающихся как сложный системный процесс, требующий целенаправленного и последовательного педагогического воздействия, основанного на интеграции методических подходов и реализуемого через ежедневную профессиональную деятельность учителя в рамках образовательного процесса. В разработанной Ольгой Валерьевной системе заданий каждое задание характеризуется по его дидактическому потенциалу (какие конкретные УУД развивает), сопоставляется с заданиями ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Реакция присутствующих на встрече была зафиксирована в чате: «Спасибо большое, Ваш опыт надо транслировать!», «Какая большая и кропотливая работа!!!», «Очень полезно и интересно! Спасибо, Ольга Валерьевна!»

Успешное развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через научное общество лицеистов представила Алла Викторовна Калиничева, заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей города Юрги», г. Юрга, Кемеровской области. Докладчик описала интеллектуально-творческий потенциал как интегративную характеристику личности, включающую интеллектуальный, эмоционально-личностный, мотивационно-волевой и коммуникативный компоненты. На слайдах презентации были представлены формы и виды деятельности обучающихся в Научном обществе лицеистов. Алла Викторовна рассказала о трех ролях, реализуемых участниками Научного общества – ИНИЦИАТОР, ОРГАНИЗАТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ, показала разнообразие событий: Дни науки и творчества, Конференции «Лицейская весна» и «Шаги в науку», викторина «Лицейской истории строки», игра–квест «Юные друзья науки», интеллектуальное соревнование «Олимпионик», научно-литературная гостиная. Большой интерес вызвала такое событие, как «Ночь научного общества в лицее» с организацией научного квеста, интеллектуального баттла и похожей на пионерский костер общей встречи «Расскажи мне о себе», в результате которой лицеисты лучше узнают друг друга. Для всех слушателей в Педмастерской очень важной стала информация о том, что все лицеисты – старшеклассники с большим желанием и успехом выполняют роли наставников для остальных учеников лицея. А руководитель Педмастерской Наталья Львовна посоветовала открыть в лицее педагогический класс, чтобы реализовать высокий уровень педагогического потенциала лицея в деятельности будущих учителей.

С большим интересом участники встречи слушали выступление Алексея Андреевича Заславского, кандидата педагогических наук, доцента, члена-корреспондента МАНПО, доцента дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, который как всегда ярко и эмоционально на высоком научном уровне показал, как развивать естественный интеллект с использованием искусственного. Алексей Андреевич рассказал о четырехшаговой модели составления промпта, о том, какие роли можно «заказать» ИИ для осуществления помощи педагогу в решении его задач. Подробно описал несколько приемов использования нейросети как справочник и сформулировал условия успешности применения нейросетей для образования. Рассказывая об условиях, докладчик описал схему «Квадрига успеха», включающую четыре компонента: правильное составление промпта, выбор подходящей роли для ИИ, использование обширного контента с четким подбором материалом для нейросети и – обязательно – фантазия и творчество человека, отвечающего за применения нейросетей.

Продолжила разговор об искусственном интеллекте как помощнике учителю для формирования и развития функциональной грамотности Елена Александровна Сапожникова, учитель английского языка ОЧУ “Газпром школа”, г. Москвы. В этом выступлении она описала подробности об использовании возможностей ИИ при разработке планов и учебных программ, пособий и заданий, для реализации воспитательной практики, для анализа и обработки большого массива данных, для персонификации образовательного маршрута учащихся, продемонстрировала примеры заданий, разработанные учителем с помощью нейросетей. Большое впечатление на участников произвели стихи о функциональной грамотности, созданные ИИ по авторскому промпту Елены Александровны:

Функциональная грамотность — основа пути,

Она поможет в жизни цели найти.

Цифры, текст, наука, финансы, мир —

Всем этим сегодня мы наполним эфир.

Читать, считать, природу понять,

Глобально мыслить и созидать.

Креативно решать, мечтать, творить —

Так можно вершины все покорить!

Формировать её важно с душой,

Чтоб каждый ребёнок стал звездой.

На уроках, в играх, в делах, в труде —

ФГ — ключ к светлой судьбе!

В заключение своего выступления Елена Александровна сформулировала кратко главные правила использования ИИ в практике работы учителя, которые практически совпали с выводами Алексея Андреевича: четко формулировать запрос, анализировать и оценивать полученный от нейросети ответ, редактировать и дорабатывать полученный результат доводя его до конечной цели.

Гейнце Лариса Александровна, учитель английского языка ОЧУ “Газпром школа”, преподаватель – исследователь, выпускница аспирантуры КУОС им. Т. И. Шамовой ИСГО МПГУ провела мастер-класс “Функциональная грамотность: анализируем, адаптируем, создаём практико-ориентированные задания”, на котором предложила для анализа два вида функциональной грамотности: читательскую грамотность как наиболее востребованную во всех учебных дисциплинах школьной программы и креативное мышление как одно из самых непонятных и малоизученных направлений ФГ. Лариса Александровна продемонстрировала варианты разработанных тематических ситуаций и серии заданий к несплошным текстам, направленных на развитие всех трёх этапов читательской грамотности: изучение текста, понимание и интерпретация (применение), а также совместно с участниками Педмастерской разграничила понятия “креативность” и “творчество”, чтобы все убедились, что креативность можно и нужно развивать у каждого ученика. В качестве практического задания было предложено разработать логотип Педмастерской профессора Н.Л. Галеевой, активизируя креативные способности всех участников, а также возможности искусственного интеллекта.

В чате встречи участники оценивали пользу от нашей встречи на такую, казалось бы, уже известную и не новую тему:

«Спасибо большое Вам за уникальную возможность присоединиться к Вашему дискурсу. Точно, ярко, увлекательно! С уважением, Александр Михайлович Круглов, аспирант КУОС им. Т.И. Шамовой»

«Сегодняшняя встреча в рамках Педагогической мастерской стала для меня своего рода педагогическим открытием: столько креативных и увлеченных своим делом коллег, готовых поделиться своим опытом, идеями и воодушевить на изучение нового!» Сапожникова Елена Александровна, учитель английского языка ОЧУ “Газпром школа”, г. Москвы

«Я в восхищении!!!» А.Э. Удрас, ассистент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, лауреат V международного конкурса молодых преподавателей «Педагогическое начало», 2024 г., выпускница магистратуры КУОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ

Материалы встречи выложены в чате ТК Педагогической мастерской, там же выложена и ссылка на запись встречи:

https://t.me/+Cpgsx_Qd65EzZGY6

Зав. кафедрой УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ

Осипова Ольга Петровна

 

30 / 04 / 2025

Показать обсуждение