28 ноября 2015 года Московский педагогический государственный университет провел воркшоп на тему: «Живой кампус: пространственное измерение образования». Эксперты-урбанисты и специалисты в области образования обсудили возможности создания университетских кампусов в России.
Ректор МПГУ Алексей Семёнов рассказал о задачах, стоящих перед университетом, у которого существует большой, распределенный по разных районам Москвы кампус. А кроме того, необходимо определить, как конкурировать с интернетом: «Пространство университета – это в первую очередь виртуальное пространство. Возникает вопрос, как существующие помещения использовать для оптимального образовательного процесса с точки зрения перемещения по городу и количества студентов, с которым в каждый конкретный момент работает преподаватель. Нужно подумать, чего не хватает студенту, который учится виртуально, что мы хотим дать ему дополнительно? То есть начинать нужно не с пространства, в котором он учится. Что может ему добавить в плане обучения физическая среда, которая есть в университете?»
Олег Алексеев, проректор по развитию МПГУ, в прошлом вице-президент и главный управляющий директор по образованию и исследованиям Фонда «Сколково», выступил с докладом об опыте Фонда «Сколково» по формированию инновационно-продуктивной среды. Он рассказал о необходимости создания не просто удобных учебных корпусов, но и правильной образовательной среды: «До тех пор пока уровень нашей кооперации, уровень нашей установки на сотрудничество будет оставаться низким, у нас никогда между никакими профессиональными сферами не будет взаимодействия, какой бы мы замечательный кампус ни построили. Поэтому я предлагаю инвестировать прежде всего в дружелюбие, кооперацию и сотрудничество, поощряя в университетах любые формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации. В нашем случае инфраструктура вторична. Пока у нас нет этого типа отношений, бессмысленно делать на него заказ».
На мероприятии выступили известные архитекторы. Юрий Аввакумов рассказал о применении различных подходов к организации пространства в разных средах. Евгений Асс, ректор архитектурной школы МАРШ и профессор МАРХИ, рассказал о своем опыте организации учебной среды, об идеальном пространстве бывших заводских помещений, легко трансформируемых под любые креативные нужды: «Пространство Центра дизайна ARTPLAY очень интегрировано в профессиональное сообщество и в местное комьюнити – это полноценная городская образовательная среда. Город как образовательное пространство обладает, несомненно, огромным потенциалом». Он отметил, что бывшие промышленные территории могли бы в перспективе стать университетскими кампусами: «Они представляют собой выключенные из города самостоятельные организмы. С другой стороны они очень привлекательны с точки зрения индустриальной археологии. И с третьей стороны они легко адаптируются к разным культурным потребностям».
Алексей Козьмин, директор Центра урбанистики ТГУ, рассказал об опыте Томска в создании живой учебной городской среды. Каждый пятый житель Томска – студент, в городе расположено несколько крупнейших российских вузов, корпуса которых разбросаны по всему городу. Алексей Козьмин представил проекты Центра по созданию комфортного учебного пространства, органично вписанного в городскую среду: «Образование невозможно в чисто виртуальном пространстве. Из того, что я наблюдаю, образование точно не происходит в Интернете, это результат рефлексии, постоянной коммуникации. Если у студентов нет возможности собираться в университете, они собираются на других площадках. Мы стараемся создать такие пространства в университете – более-менее универсальные, где студенты могут общаться, могут выдернуть профессора или руководителя и с ним вживую поработать, а не посидеть просто в Сети».
Вячеслав Прокофьев руководитель Управления маркетинга и коммуникации рассказал в своем выступлении о стратегической инициативе «Развитие кампуса МПГУ». На обсуждение было представлено несколько решений, в том числе:
- создание мега-кампуса совместно с другими вузами, расположенными рядом
- создание единой технологической платформы университета
- кластеризация и объединение по тематическим контурам (то есть зонирование университетских корпусов и центров по тематике)
- создание гостевых резиденций в кампусе для взаимодействия с городским и научными сообществами.
По результатам общей дискуссии было принято решение сформировать проектную рабочую группу по развитию кампуса МПГУ в рамках «Дорожной карты» стратегического развития МПГУ.
МПГУ сейчас – это 30 тысяч студентов, 17 учебных корпусов и 7 общежитий.