10–12 октября 2024 г. на базе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского состоялся III Международный научный форум «Гносеологические основы образования», посвященный 75-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и памяти профессора С.П. Баранова.
В рамках Форума 11 октября была организована работа дискуссионной площадки «Методологические подходы к изменению структуры и содержания подготовки педагога современной системы начального образования». Организационным партнером выступил факультет начального образования Института детства МПГУ.
В первом докладе Марина Анатольевна Олейникова, декан факультета начального образования Института детства, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, представила пилотный проект базового высшего образования факультета начального образования Института детства МПГУ: первые итоги и перспективы, подчеркнув значимость раннего исторического просвещения. М.А. Олейникова раскрыла основную идею образовательной программы «Начальное образование и История», нормативно-правовое обеспечение, особенности структуры учебного плана, сопряжение содержания рабочих программ дисциплин предметно-методических модулей «Начальное образование» и «История», укрепление взаимодействия с работодателями, а также возможности решения задач исторического просвещения в рамках воспитательной работы.
Трансляцию опыта разработки образовательной программы пилотного проекта продолжила Татьяна Алексеевна Живодрова, заместитель декана факультета начального образования Института детства, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, в своем докладе «Практическая подготовка будущего учителя начальных классов в условиях базового и специализированного высшего образования». Т.А. Живодрова осветила основные подходы к проектированию системы практической подготовки в рамках образовательных программ с опорой на концепцию «Ядро высшего педагогического образования». В докладе были отмечены разнообразие обязательных и вариативных учебных практик, расширение баз практик, проектирование новых форм промежуточной аттестации наряду с традиционной формой, а также использование современных образовательных технологий.
Доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук Лариса Сергеевна Саломатина выступила с докладом на тему «Место учебных дисциплин предметно-методического модуля в профессиональной подготовке обучающихся пилотного проекта к реализации обновленного содержания ФОП НОО». Л.С. Саломатина раскрыла связь учебных дисциплин предметно-методического модуля с предметами обязательной части учебного плана (социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, психолого-педагогический модули и модули воспитательной, учебной-исследовательской и проектной деятельности). В докладе были показаны пути изучения исторических вопросов в учебных курсах «Русский язык», «Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом», «Методика обучения литературному чтению в начальной школе», «Историческое комментирование на уроках русского языка и литературного чтения». Лариса Сергеевна подчеркнула особую роль разработанной в 90-е годы XX века на факультете начальных классов МПГУ «Концепции подготовки учителя начальных классов» (авторы А.Е. Дмитриев, М.Р. Львов и др.). в предметно-методической подготовке современного учителя (на примере фундаментальной практико-ориентированной подготовки обучающихся пилотного проекта). В конце выступления Л.С. Саломатина привела примеры комплексного использования учебных словарей на занятиях предметно-методического модуля в профессиональной подготовке обучающихся пилотного проекта.