Цикл бесед о педагогике продолжает интервью с заведующим кафедрой грамматики английского языка МПГУ, профессором, доктором филологических наук, писателем и основателем “третьей части грамматики” – грамматики текста. Марк Блох рассказал о роли педагогов в современном обществе и требованиях, которые предъявляют им реалии сегодняшнего дня.
– Марк Яковлевич, какова роль педагога в современном обществе?
-Роль педагога кардинальна всегда, а особенно в кризисной обстановке. Педагоги бывают разные: педагог высшей школы, средней школы, начальной, и далее. И каждый возраст человека требует своего подхода. Университетские педагоги имеют дело с созревающими людьми. Есть наука, которую они преподают, и есть будущая наука, которую они закладывают в учениках. У нас очень тонкое дело. Некоторые педагоги называют студентов “наши дети, наши ребята”. А это не дети, это подрастающее поколение. Поэтому надо среди преподавателей, в том числе и будущих, пестовать отношение к молодежи, как к зрелым людям. Я не разделяю мнение некоторых педагогов, что молодежь неправильно относится к действительности, у молодежи много недостатков и она пренебрегает историей. Считаю, что молодежь прекрасна, но с ней надо работать, прежде всего – уважительно. Ведь студенчество – действительно наше будущее.
Надо сказать, что сегодня звучат нотки пренебрежения к интеллигенции. Это некоторые люди возвращаются к отношению, которое пестовалось в предшествующую эпоху, когда интеллигенция считалась прослойкой. Главные классы – рабочие и крестьяне, а между ними – интеллигенция. Это порождало пренебрежительное отношение к трудовой интеллигенции. Я же считаю, что трудовая интеллигенция – передовая часть человечества.
– Марк Яковлевич, Вы же сейчас в самоизоляции преподаете, как и другие педагоги? Какие требования к педагогу предъявляются сейчас?
– Да, конечно преподаю. Безусловно, владеть интернетом и компьютерной техникой нужно. Но сам Интернет несет и отрицательное влияние. В частности, появляется много недостатков со стороны языка. При общении у говорящего или пишущего в Интернете возникает сосредоточенность на самом себе, мы начинаем плохо слушать наших собеседников. По возможности, это надо выправлять через речь. У меня отношение к языку, как ко “второму Я” человека, ведь все идет через язык. Особенно – через родной язык, который врастает во все поры. Нет ни одного действия человеческой жизни, которое бы не организовывалось языком. Хотя сам человек этого не чувствует, все мысли он облекает в языковую форму и выражает речью. Поэтому нужно с особым вниманием выправлять наше общение, знать, что настоящий, главный в общении – это слушающий. И нужно обращаться к слушающему, а не к самому себе. Поэтому я выработал формулу общения, которая называется “ЧУВ”. Расшифровывается она так: Ч – членораздельно, У – уважительно, В – выразительно. Речь должна быть “чувной”. И нужно ликвидировать языковую безграмотность. Человек должен понимать, что такое язык и как к нему относиться, и как его использовать. Для этого я разработал курс публичных лекций по языкознанию, который содержит философско-языковедческие положения.
Беседовала Милана Салманова