Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Рефлексивно-позиционные методы комплексного развития: финальный тренинг в Герменевтическом клубе МПГУ

Новости образования

Финальным тренингом и праздничным выездом на природу завершил свою работу в этом учебном году Герменевтический клуб МПГУ. Программа клуба (2015-2016 гг.) была насыщена сложными образцами. Среди них ‑ «Солярис» Андрея Тарковского, «Интерстеллар» Кристофера Нолана; «Король Лир» Уильяма Шекспира, его киноинтерпретации в режиссуре и Питера Брука, и Юрия Бутусова. Поэзия Максимилиана Волошина, Николая Заболоцкого, Иосифа Бродского. Такой выбор определяется не только принципиальной позицией руководителей, но и предложениями, публикуемыми на открытой странице Герменевтического клуба в ВК. Юные герменевты не раз убеждались на практике, что именно при работе с гениальными произведениями во всей совокупной сложности их содержания и метафорики вневременных образов, ‑ появляются открытия, имеющие высокую культурную значимость и жизненный личностный смысл. Помимо регулярных воскресных встреч, форумов, тренингов, выездов, важным направлением работы команды клуба является разработка и практическое совершенствование технологий медиагерменевтики. Медиагерменевтика – направление, созданное Н.Б. Ковалевой для обеспечения программ и тренингов личностного развития детей и молодежи. Практическое развитие и совершенствование медиагерменевтики поддерживается комплексными исследованиями и научно-практическими публикациями (Ковалева Н.Б., 2012; Ковалев Ф.А., 2014; Дьяконова А.И., 2015; Наумова-Ковалева С.В., 2015; Данильчева С.В., 2016; Катречко Л.С., 2016). Особое внимание придается освоению культуры внимательного «вслушивания» ‑ как в «живые» высказывания авторов и героев их произведений, так и в размышления друг друга. Только так, по мнению разработчиков, можно достичь многомерности и полипозиционности понимания; синергии в совместном исследовании и творчестве. В свою очередь, сюжетно-деятельностные и медиагерменевтические технологии обеспечивают проектирование особой образовательной среды – пространства рефлексивно-позиционного диалога, что требует от участников готовности к совместному творчеству, развитой способности к самоопределению и высокого уровня позиционности.

Но одно дело пробиваться сквозь толщу слов и образов, символов и метафор в пространстве текстов, другое дело ‑ попробовать свои силы в активном совместном действии, требующем синергии «здесь и сейчас». Программа и сценарий выездного тренинга, состоявшегося 8 мая 2016 года, были разработаны и проведены руководителем Герменевтического клуба МПГУ Ф.А. Ковалевым совместно с магистранткой кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ С.В. Ковалевой.

С воодушевлением и азартом, со всей гаммой чувств и эмоций, присущих «настоящей» жизни, очень увлекательно проживаемая игровая «действительность» сообщает свою особую энергию процессам, которые мы проектируем для достижения образовательных целей. Важное уточнение содержится в самом выборе термина ‑ «действительность», а не имитируемая реальность. В играх-упражнениях, в снятой или видоизмененной форме, заданы актуальные проблемы, вернее, их точно смоделированные функциональные аналоги, разрешение и преодоление которых невозможны без рефлексивного «схватывания» и фиксации рациональным образом самой природы затруднения, выраженного пока что только в терминах игры. Проблема координации и согласования участников сложно-распределенной деятельности – «взрослая» и серьезная проблема. Её модельно-образовательный аналог – это проблемы командного взаимодействия в коллективе, решающем общую проектную или творческую задачу. Сплоченность, совместность – предмет непрестанной заботы и упражнения. Сплоченность, достигнутая в группе однажды, не сохраняется само собой разумеющимся образом, как кубок или медаль в спортивной команде. Это характеристика, по сути, в значительной мере ситуативная. В формате сюжетно-деятельностных игровых технологий (СДИ), разрабатываемых командой клуба под руководством доцента кафедры психологической антропологии МПГУ Н.Б. Ковалевой с 2010 года, за счет моделирования целостного, художественно-опосредованного пространства предлагаются более сложные задачи, связанные с поиском действенных механизмов саморегуляции и ценностного самоопределения команды как целостного субъекта. Преимущества сюжетно-деятельностных технологий особенно ярко проявляется при переносе игровых процессов из аудиторий или закрытых залов ‑ в полевые условия открытых пространств. В топографии – десятки и сотни метров с естественным ландшафтным разнообразием. Эмоциональные ожидания участников образовательных тренингов и игр, их заинтересованность в живом и насыщенном событиями действии, любовь к скорости и разнообразию – также влияют на выбор технологического обеспечения. Важной спецификой СДИ является моделирование целостного художественно-опосредованного пространства решения актуальной проблематики, заданной через вводные и легенды, специально разрабатываемые опытными мастерами этапа. При этом отдельные упражнения преобразовываются так, что только по внешним признакам напоминают свои аналоги из достаточно известного «нижнего веревочного курса командообразования» (team-building), и действительно требуют применения диалогических принципов медиагерменевтики и рефлексивно-позиционного подхода для успешного прохождения этапа.

Событие ‑ состоялось. Удалось запустить процессы сложного командообразования, требующего взаимного внимания, «вслушивания» в общее пространство вызовов, творческого напряжения, осмысленности и предельной сосредоточенности от каждого члена потенциальной творческой команды.

Мы благодарим всех старшеклассников и студентов, магистрантов и экспертов-преподавателей, заинтересованно и с энтузиазмом включившихся в интеллектуально-напряженную и многокомпонентную работу нашего Клуба. Желаем успешной сдачи экзаменов и поступления в выбранные вузы (непременно в МПГУ!) – выпускникам; эффективной работы в выездных программах – нашим игротехникам и модераторам. И полноценного отдыха – всем, ждем вас уже осенью!

Наталья Борисовна Ковалева,

канд. психол. наук, доцент кафедры психологической антропологии

Института детства МПГУ

11 / 05 / 2016

Показать обсуждение