Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Рефлексивно-позиционные технологии введения исследовательской и проектной деятельности в образовательное пространство школы

Новости МПГУ

19 ноября секция

19 ноября под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Н.Б. Ковалевой прошла работа секции «Рефлексивно-позиционные технологии введения  исследовательской и проектной деятельности в образовательное пространство школы».  Секция была организована в рамках VIII  Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» ‑ одного из крупных событий  Международного  сетевого конгресса к 120-летию со дня рождения Л.С.  Выготского. В соответствии с программой на секции были представлены доклады и мастер-классы членов Ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования», в которых были обобщены значимые результаты  работы  научно-исследовательской площадки МПГУ по данной тематике (руководитель Н.Б. Ковалева).  Основной формат работы секции – творческая мастерская с включением в совместное проектирование и экспертизу инновационных наработок  всех участников секции: психологов и педагогов, учителей  ведущих московских ОУ (гимназии №№ 1506, 1517, 1583; лицей № 1524; ГБОУ СОШ №№ 167,185, 224; 444, 1250, 2006, Международной английской школы) преподавателей, магистрантов и  студентов МПГУ, МГППУ и  РГГУ.

Общая теоретико-методическая  платформа работы секции была задана   в  докладе Н. Б. Ковалевой, в котором были сформулированы основные принципы рефлексивно-позиционного подхода к  инициации и организации исследовательской деятельности учащихся, а также проиллюстрированы наиболее значимые результаты работы площадки.

Особый интерес участников  вызвали выступления магистрантов кафедры, в которых предлагались инновационные методики, позволяющие инициировать творческое включение школьников   в проблематику проектируемых занятий на основе психолого-педагогических закономерностей их развития.  Так, учитель литературы гимназии Святого Василия Великого и магистрантка МПГУ  А.И.  Дьяконова, в своем выступлении показала  важность целенаправленной работы по развитию образного и знаково-символического мышления  учащихся 5 классов и поделилась  опытом использования методики «Метафорические карты» в собственной модификации.  С.В. Данильчева  представила возможности использования карточек из настольной игры “Диксит” для формирования общего проблемного поля при работе с учащимися: создания дополнительного образного контекста обсуждения, поиск новых творческий решений, выход из зоны привычных деклараций для обсуждения общественно и личностно значимых вопросов с подростками. Здесь же участники мастерской сами попробовали обсудить проблемы и задачи современного образования, опираясь на образы карточек из настольной игры, и на собственном опыте смогли оценить эффект представленной техники. Не менее живой отклик вызвали предложенные для совместного обсуждения кейсы или проблемные ситуации. Например, учитель английского языка  гимназии №1506 Н.Н. Акчурина  воссоздала знакомую для многих ситуацию практической невозможности  повлиять на выбор учащихся песни для своего выступления на концерте и одновременно показала, как можно создавать условия для преобразования такой ситуации в технологиях медиагерменевтики и рефлексивно-позиционного подхода к организации исследовательской деятельности на материале песен. Социальный педагог гимназии №1583 Е. А. Комарова  на примере урока истории в 9 классе по теме «Причины прихода фашистов к власти» поделилась опытом воссоздания ситуации выбора для десятиклассников, сходной с выбором, которые осуществляли немцы в 30-е годы. В результате такой провокации одна из групп выбрала благополучие как более важную ценность, чем  убеждения или свобода. В результате, появилась реальная мотивация для проведения масштабного исследования данной темы  с выходом к проектным результатам в формате специальной акции для всей школы.

Интересными методическими находками поделились и другие участники семинара. Н.Б. Дрозд  раскрыла  принципы и возможности использования медиаконтекста  в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе на примере урока «Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе», проведенного в 4 классе. В своем выступлении она выделила основные этапы урока-исследования, уделив особое внимание подготовке мотивационного такта  и обучению учащихся начальной школы работе в группе для успешной организации занятия.  Биолог лицея №1524 Л.Е. Купцова убедительно продемонстрировала возможности применения  метода проблематизирующего диалога, озадачив присутствующих тем, что они не знают ответа на  простой, казалось бы, вопрос: «Что такое кровь?»  – а ведь это центральное понятие всей нашей культуры. Не менее сильное впечатление произвело выступление биолога гимназии № 1506 «Роль исследования в формировании научной картины мира на уроках биологии в старшей школе» О.В. Доценко, в котором были раскрыты основные принципы  характеристики этапов формирования субъектного отношения  к исследовательской деятельности учащихся.  На примере представленного  занятия было показано, как можно изменить уровень преподавания материала и биологическое мышление  при введении в  содержание урока знаний о новой научной области эпигенетике. Учитель русского языка и литературы лицея № 1524 Ж.В. Красавина представила методику построения занятия‑исследования по проблеме взаимодействия слова исторического и поэтического в отрывках из  “Слова о полку Игореве”. Данное занятие демонстрирует  систему работы в рамках темы “Исследования и открытия на уроках литературы как ключ к освоению творчества” на основе организации сотрудничества в 6 классе. Сообщение Н.В. Сапфировой, учителя русского языка и литературы школы №1250, содержало замысел сценирования урока литературы по роману И.А. Гончарова “Обломов”. В качестве центральных вопросов, инициирующих интерес учащихся к исследованию,  предложены следующие: «Почему из двух имен героев – Обломова и Штольца – нарицательным стало только имя Обломова? Почему Штольц не стал опорным образом для думающей молодежи?» Тема  оказалось актуальной и  для участников секции и  вызвала бурное обсуждение среди преподавателей и магистрантов.

Таким образом, работа секции создала условия для запуска новых исследовательских инициатив и проектов и вовлечения в работу мастерской  и научно-исследовательской площадки МПГУ новых участников.

Доцент кафедры психологической антропологии, руководитель Ассоциации ООДИ творческих педагогов «Мастерская психолого-педагогического сценирования»Н. Б. Ковалева                                                                                                      

22 / 11 / 2016

Показать обсуждение