2–6 июля 2025 г. представители Московского педагогического государственного университета приняли участие в работе XVI Конгресса антропологов и этнологов России, проходившего в г. Пермь (Пермский край). Организаторы мероприятия – Ассоциация этнологов и антропологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН (Институт гуманитарных исследований), Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Администрация губернатора Пермского края, при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Федерального агентства по делам национальностей, фонда «История Отечества».
Особенностью ХVI Конгресса стало беспрецедентное количество участников и секций, существенное расширение географии участников, а также международный формат. Заявки на участие подали свыше 2700 ученых и экспертов из России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Из них руководителями секций было отобрано более 1500 докладов для работы Конгресса. В рамках Конгресса в течение 4 дней работали 62 секции и 7 круглых столов – по самым разным аспектам этнологии и антропологии, включая современные междисциплинарные научные направления. Кроме российских ученых, с докладами, очными и дистанционными, выступили представители ряда стран – Китая, Индии, Словакии, Израиля, Кыргызстана, Казахстана, Республики Беларусь, США, Мали, Армении, Таджикистана, Узбекистана и др.
Декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, д-р ист. наук Елена Александровна Омельченко выступила модератором секции «Этнологические и антропологические знания в системе образования». В качестве докладчиков к ней присоединились и сотрудники Факультета – профессор кафедры ЮНЕСКО, д-р ист. наук Анна Александровна Шевцова и доцент кафедры, канд. ист. наук Елена Олеговна Хабенская выступили с докладами на секции Доклад Е.А. Омельченко был посвящен проблеме формирования межкультурной компетентности российских студентов средствами учебной деятельности, А.А. Шевцова поделилась разработками этнологического практикума для студентов-историков на музейном материале, Е.О. Хабенская рассказала об опыте МПГУ и различных формах работы в рамках проектной деятельности Факультета в сфере этнокультурного просвещения детей и молодежи.
На заседании обсуждались практики изучения родного языка и культуры в различных регионах России, вопросы обучения и интеграции иноэтничных мигрантов в школах России и других стран, особенности формирования образовательных программ по этнологии и социально-культурной антропологии в вузах России, проблемы повышения уровня этнологической грамотности подрастающего поколения с использованием ресурсов среднего и высшего образования, вклад системы образования в формирование этнокультурной и гражданской идентичности подрастающего поколения, методы и технологии популяризации антропологических знаний среди населения России. По итогам заседания сформулированы рекомендации и предложения, переданные руководству Ассоциации этнологов и антропологов России.
Елена Омельченко, Елена Хабенская