29 января 2025 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошли два мероприятия, организованных Центром историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ совместно с Отделом религиозного образования Московской городской епархии. Факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО на протяжении многих лет принимает участие в подготовке и проведении московского этапа Международных Рождественских чтений. В этом году, с учетом общей темы Рождественских чтений-2025 «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений», состоялись: педагогическая конференция «Педагогические практики развития исторической памяти у современных школьников» и дискуссионная площадка для студентов и молодых педагогов «Духовный опыт поколений: как сохранить его и передать ученикам?»
Участниками первого мероприятия стали педагоги и методисты столичных образовательных организаций, школ и колледжей, специалисты православных гимназий и воскресных школ, представители педагогической общественности Москвы и других регионов России, духовенство столицы и других регионов России. Вопросами для обсуждения стали следующие: методики формирования исторической памяти у школьников и студентов; изучение истории и историческое просвещение как ресурсы развития исторической памяти у детей и молодежи; педагогические технологии работы с современными школьниками во внеурочной деятельности; взаимодействие религиозных и светских учреждений по вопросам развития исторической памяти у подрастающего поколения.
Вели круглый стол Омельченко Елена Александровна, д-р ист. наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, и иерей Симеон Тараканов — клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине (Московская епархия), ответственный за религиозное образование в Северном викариатстве города Москвы.
Патриотическое и духовно–нравственное воспитание подрастающего поколения сегодня – одна из первоочередных задач системы образования. Развитие у школьников исторической памяти – путь не только воспитания достойного гражданина России, но и прежде всего инструмент формирования личности. Педагоги и священники поделились своим опытом организации подобной работы в урочное и в неурочное время. Обсуждались пути формирования ценностно-смысловых аспектов эстетического воспитания учащихся, говорили о том, как осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников средствами русской словесности и как развивать историческую память на уроках церковнославянского языка. Участники круглого слова отметили, что именно учитель является ключевой фигурой в формировании осознанной гражданско-патриотической позиции и духовно-нравственных ценностей молодого поколения в рамках педагогического наставничества.
Второе мероприятие прошло в формате молодёжной дискуссионной площадки. В ее работе приняли участие студенты МПГУ, обучающиеся по профилям «История и Воспитательная работа» на кафедре ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», а также обучающиеся кафедры культурологии и кафедры теологии МПГУ. К ним присоединились семинаристы столичных духовных семинарий – Перервинской и Николо-Угрешской. Молодым людям нужно было совместно найти ответы на вопросы: «Какова роль молодого педагога в формировании исторической памяти у школьников?», «Какие формы и методы развития исторической памяти у учащихся лучше всего применять?», «Как сделать школьный урок интересным?», «Какова роль метапредметных связей и внеурочной деятельности как инструментов формирования исторической памяти у школьников?»
В поиске ответов на эти вопросы и обсуждении уже накопленного студентами опыта педагогической работы ребятам помогали наставники – советники директоров по воспитанию столичных образовательных организаций. Это сотрудничество было очень полезным, особенно для студентов, обучающихся по направлению «История и воспитательная работа», поскольку именно должность советника по воспитанию является одним из видов профессиональной деятельности, к которому готовятся эти студенты. Работа в группах, острая дискуссия, поиск совместных решений, формулирование аргументированных ответов на поставленные вопросы сделало работу круглого стола интересной, неформальной и весьма продуктивной, ведь именно молодые специалисты должны внести свой значимый вклад в формирование исторической памяти у подрастающего поколения. Завершилось мероприятие выступлением хора обучающихся Перервинской духовной семинарии.
Участие в мероприятиях, организованных Факультетом регионоведения и этнокультурного образования ИСГО, было важным для студентов, которые смогли узнать о передовом педагогическом опыте, познакомиться с работой лучших учителей и получить новые знания для своей будущей профессиональной деятельности. Многие студенты отметили, что посещение круглых столов на XXXIII Международных Рождественских образовательных чтениях стали для них очень интересным опытом, и многое из того, что они узнали, пригодится им в дальнейшей учебе и работе.
Елена Теплова, Елена Омельченко