5 декабря 2025 года в Московской области прошло III Всероссийское совещание, посвященное вопросам адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде. В мероприятии приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образования (на уровне заместителей министров) всех регионов страны, а также сотрудники Рособрнадзора и Министерства внутренних дел, эксперты и специалисты, занимающиеся вопросами адаптации мигрантов. Всего в мероприятии приняли участие более 1 000 человек из всех 89 регионов России.
«Для системы образования обсуждаемая тема является одной из приоритетных. В последние годы по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации приняты дополнительные меры, в том числе в части обеспечения межведомственного подхода при решении вопросов по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. Всероссийское совещание неслучайно проводится в Московской области: именно здесь накоплен большой опыт работы с несовершеннолетними иностранными гражданами», — отметил Сергей Кравцов.
Место для проведения совещания действительно было выбрано не случайно: город Котельники – один из центров притяжения семей мигрантов, поскольку рядом находится знаменитый торговый центр «Садовод», где трудится много иностранных граждан. Соответственно, в трех школах города Котельники дети с миграционной историей составляют немалую долю среди обучающихся. Но Министерство образования Московской области с честью выходит из ситуации: создан Центр содействия адаптации детей-инофонов, регулярно проводятся методические вебинары, в школах развивается инфраструктура, содействующая адаптационной работе, в том числе при методической поддержке со стороны специалистов МПГУ созданы и работают подготовительные группы по русскому языку как иностранному для детей, слабо владеющих государственным языком Российской Федерации.
Елена Омельченко, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, по приглашению Минпросвещения России стала модератором секции «Функциональная модель ресурсного центра: нормативные, кадровые и организационные решения». На секции заместители министров образования Мурманской области, Кемеровской области – Кузбасса, Пермского края и Свердловской области представили свой опыт организации работы ресурсных центров по вопросам адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей. Отрадно, что некоторые из таких ресурсных центров созданы на базе образовательных организаций, с 2020 года работающих в тесном сотрудничестве с МПГУ в рамках проектов
«Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» и «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России». Их передовой опыт теперь – достояние всей российской системы образования.
Совещание стало площадкой для обсуждения актуальных проблем, тенденций и перспектив в области приема в школы и адаптации детей иностранных граждан. Участники обменялись опытом и обсудили лучшие практики, направленные на создание комфортных условий для обучения и социализации обучающихся с миграционной историей.
Елена Омельченко







