29 августа состоялось открытие обновленного корпуса МПГУ. На фасаде здания появились граффити-портреты выдающихся российских ученых – Владимира Вернадского и Льва Выготского.
Оба – из бывших преподавателей МПГУ. Вернее, из профессоров предшественников нашего университета – Московских высших женских курсов, Второго МГУ и МГПИ. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — великий российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, преподававший на географическом факультете. Лев Семенович Выготский (1896-1934) — классик мировой психологии, основатель культурно-исторической психологии как науки о высших психических функциях, автор работ по психологии искусства, развития, коррекционной педагогике, дефектологии…
«Эти ученые – с мировым именем, их идеи принадлежат всему человечеству. Нельзя было бы сказать, что Вернадский – просто минералог, а Выготский – просто психолог; их работы гораздо шире, они затрагивают многие естественные и гуманитарные науки, – сказал ректор МПГУ, академик РАН и РАО Алексей Семенов. – Французский психолог и педагог Жан Пиаже в 60-х годах назвал «невосполнимой утратой» ту четверть века, когда работы Выготского не публиковались, замалчивались после разгрома развиваемой им науки педологии. До 60-х годов имя Выготского, пусть и не забытое коллегами, было под запретом, и ссылаться на него в научных трудах считалось невозможным».
Заведующий кафедрой психологической антропологии МПГУ Алексей Обухов, член комиссии РАН по разработке научного наследия В.И. Вернадского, в своем выступлении подчеркнул значимость его учения о биосфере. А профессор факультета дефектологии МПГУ Тамара Лифанова, более 40 лет занимающаяся поиском и публикацией находящихся в архивах рукописей Выготского, отметила, что постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях» 1936 года «фактически убило комплексную науку о ребенке». Главы его монографии «О глухом ребенке», «О слепом ребенке», «Об умственно-отсталом ребенке», наконец позволившие современной дефектологии сделать шаг вперед, были опубликованы только в 1983 году….
Ученый секретарь Комиссии РАН по разработке научного наследия Вернадского Вячеслав Чесноков сообщил, что 24 тома собрания сочинений ученого – это лишь 5% всех его трудов, и нам еще предстоит открывать истинный масштаб и значение его научного наследия. То же самое можно сказать и о Выготском – сегодня мы видим беспрецедентный рост интереса к его работам. Его труды, как образовательные, так и медицинские, востребованы не только в нашей стране – так, в Китае не так давно были созданы Всекитайское общество Выготского и Научный центр Выготского при Чжэцзянском университете.
https://youtu.be/YyR9r-5R9v4
Видеоматериал подготовлен Отделом видеотехнологий МПГУ