Год назад, 6 февраля 2015 года, ушел из жизни Эдуард Днепров – первый министр образования постсоветской России. В конце 1980-х годов он был руководителем временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа», заложившего основы реформы образования в нашей стране на десятилетия вперед. На семинаре в Институте образования ВШЭ 2 февраля 2016 года о нем вспоминали друзья и коллеги.
Идея реформирования советского образования обсуждалась в 1980-е годы и до появления ВНИК «Школа», рассказал участникам семинара Алексей Семенов.
Предшественником ВНИК был ВНТК (временный научно-технический коллектив) «Школа», в который вошли ученые, специалисты в области фундаментальной и прикладной науки. Они решили заниматься не политикой и педагогикой, а содержанием и технологиями школьного образования. Александр Уваров, ныне проректор МПГУ, рекомендовал вице-президенту АН СССР Евгению Велихову привлечь к работе Эдуарда Днепрова, с которым, в частности, обсуждался вопрос о возможном упразднении Академии педагогических наук СССР. Через некоторое время по аналогии с ВНТК «Школа» был создан ВНИК «Школа», который возглавил Эдуард Днепров. Его отличие от ВНТК заключалось в готовности заниматься и педагогикой, и политикой.
Участники семинара в Институте образования обсуждали, что из опыта «ВНИК «Школа» может быть применено в современной системе образования, каковы уроки реформы тех лет. Некоторые коллеги утверждали, что идеи Эдуарда Днепрова, связанные с гуманизацией образования, индивидуализацией учебного процесса, самостоятельностью школы и проч., не удалось воплотить в жизнь, так как его философские и педагогические принципы не соответствовали институциональной структуре российского образования. А с тех пор она мало изменилась.
Однако, по мнению ректора МПГУ, в 1980-е годы сотрудника АН СССР, участника ВНТК «Школа» и ВНИК «Школа», ситуация не столь однозначна, и сегодня тому подтверждение – успешная работа школ по новым образовательным стандартам.
Работая в Московском институте открытого образования, Алексей Семенов участвовал в организации перехода начальных классов столичных школ на новые стандарты. Оказалось, что поначалу в эту работу готовы включиться 10 процентов учителей из 10-15 процентов школ – те, кто способен использовать новое содержание образования и новые образовательные технологии. Таким образом, был сформирован костяк лучших учителей, они объединились в клуб, стали общаться в Интернете, к этой работе подключились другие учителя, и в школах начались реальные изменения.
«Оказалось, что при разработке ФГОС начальной школы туда можно заложить идеи новой педагогики, новых технологий и нового содержания образования, – считает Алексей Семенов. – А затем выяснилось, что в отдельном взятом регионе – Москве – можно попытаться этот стандарт реализовать. И если несколько сотен учителей начинают по нему работать, остальные постепенно тоже подключаются. Просто нужно повышать их квалификацию и проводить переподготовку».
Эту мысль поддержала ведущая семинара, директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, подчеркнув, что успех любых изменений в образовании, прежде всего, определяется тем, удается ли авторам реформы изменить сознание учителя.
Видеозапись семинара