Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Ректор МПГУ рассказал о влиянии когнитивной революции на образование

Новости образования

QIP Shot - Screen 037

24 февраля Алексей Семенов принял участие в заседании Зиновьевского клуба на тему «Постсоветская система образования: проблемы и перспективы». Участники мероприятия рассмотрели состояние современной российской системы образования и выдвинули предложения по ее модернизации.

Зиновьевский клуб – это экспертная исследовательская площадка, учрежденная Международным информационным агентством «Россия сегодня» совместно с Биографическим институтом Александра Зиновьева (1922-2006), известного ученого-логика, социолога и социального философа. Это один из самых упоминаемых в СМИ общественно-политических клубов России, наряду с Валдайским и Изборским.

 

Интернет как когнитивное орудие

Алексей Семенов рассказал участникам заседания о влиянии изменений, происходящих в обществе, на развитие системы образования.

В первой половине XX века профессор МПГУ Лев Выготский говорил о когнитивных революциях, влияющих на жизнь общества, – например, возникновение речи или появление письменности. Когнитивные орудия – новые технологии – меняет структуру поведения людей точно так же, как техническое орудие перестраивает строй трудовых операций. В современном обществе знаний таким орудием стали компьютер и Интернет. По мнению Выготского, люди начали считать иначе с возникновением десятичной системы счисления. Теперь же, отметил Алексей Семенов, мы тоже считаем иначе, но благодаря калькулятору, а написание текста на бумаге и на компьютере – это разные способы мышления.

В обществах до сегодняшнего дня готовые знания передавались от учителя к ученику, от руководителя к исполнителю. В современном обществе благодаря технологическим изменениям появляются нормы формы человеческой деятельности – создание, переработка и применение знаний для получения новых знаний. Появляются возможности преобразования устной и письменной речи: техническое устройство понимает, что человек говорит, и показывает ему, как пройти к кинотеатру или к пивной – в зависимости от его интересов. На повестке дня – вопрос о возможности передачи информации напрямую в мозг и получения информации из мозга.

С учетом этих тенденций нужно по-новому рассматриваем проблемы образования.

 

«Учение» человека современного

Естественно, образование не может меняться с той же скоростью, с какой происходят изменения в обществе, – оно всегда запаздывает, хотя иногда забегает вперед. И сегодня мы говорим об «учении» человека современного, то есть имеющего постоянный доступ к источнику знаний в Интернете. Неважно, какие знания у него в памяти, а какие в гаджете, – это противопоставление становится искусственным благодаря очередной когнитивной революции, подчеркнул ректор МПГУ.

Важные составляющие учения – это исследования, самостоятельный сбор информации и сопоставление новых знаний. Педагогика, которую мы строим, – это открытия нового с использованием компьютера и передача компьютеру того, что открыто. Замечательно, если писание пером приносит удовольствие, но если на компьютере можно набирать текст быстрее и эффективнее, должно ли быть чистописание обязательным предметом? Учитель как мастер учения переходит из позиции хранителя знаний прошлых поколений и передачи их ученикам в другую позицию. Теперь он может чего-то не знать, поэтому он вместе с учениками овладевает знаниями, активно получает его из тех или иных источников.

Реформы образования неизбежны, сказал Алексей Семенов. Другой вопрос, что они почти всегда непопулярны, и большинство возражает против них. Член парламента или академик удивляется, зачем что-то менять в образовании, если его самого в свое время выучили хорошо? «На это я отвечаю: да, тебя научили хорошо, но уверен ли ты, что все население страны научили хорошо? – рассказал ректор МПГУ. – Ты сам талантлив, у тебя были родители, тебе попался хороший учитель и хороший учебник. Но это не означает, что так было и у остальных».

 

Что меняется в педагогическом образовании?

В этом контексте особенно важным становится педагогическое образование. Один из лозунгов нынешней реформы – ориентация образования не на процесс, а на результат: важны не затраты, произведенные профессором или школьным учителем, а то, что достигнуто в образовании с учетом разных обстоятельств. Достижением становятся не только профессиональные результаты, но и личностные – умение учить другого, умение учиться самому. Поэтому мы говорим об универсальном бакалавриате как основе всего педагогического образования и вовсе не настаиваем, чтобы все выпускники шли работать в школу.

Раньше профессор классического университета, пришедший в педагогический вуз, был на вершине пирамиды, ниже были студенты, которые слушали его издалека, а внизу, в тумане, маячила школа. В МПГУ за последние годы эту пирамиду перевернули: учить студента начинают с того, что нужно школе. Студент должен пойти на практику в школу, а профессор – понять, какие знания студент возьмет, а какие нет, что именно – в терминологии Льва Выготского – находится в зоне его ближайшего развития. При этом на работу в школу должны идти лучшие выпускники – те, кому хочется и нравится там работать, кто имеет для этого способности и знает свой предмет. Идею трудоустройства в школе каждого выпускника Алексей Семенов назвал вредной.

Основой всякого учения является деятельность. Можно говорить о рефлексивно-деятельностной модели образования, когда ты сам смотришь на то, что делаешь, пытаешься осознать это, при необходимости исправить и изменить. Основой такого образования становится матетика – термин, введенный Яном Коменским, означающий искусство, науку, технологию и умение учиться. Прежде чем заниматься педагогикой, то есть учить других, нужно научиться это делать самому. Отсюда лозунг МПГУ – «Учим учить, учим учиться, учимся сами».

Студент МПГУ занимается в информационной среде, где сразу видно все происходящее. Когда он идет на практику, например, в детский сад, то фиксирует все на видеокамеру, а потом обсуждает это с профессором. Помимо традиционных экзаменов, важным элементом оценки становится портфолио студента – его письменные работы, видеоматериалы и другое. Это портфолио выпускник МПГУ представляет директору школы, который принимает его на работу.

 

Видеозапись заседания Зиновьевского клуба: http://pressmia.ru/pressclub/20160224/950729567.html

 

25 / 02 / 2016

Показать обсуждение