22 октября 2020 г. в Институте детства прошел российско-американский вебинар «Заикание и клаттеринг», приуроченный к Международному дню осведомленности о заикании – International Stuttering Awareness Day (ISAD).
Мероприятие организовано Ю.О. Филатовой, профессором кафедры логопедии, директором Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства.
Основная цель Международного дня осведомленности о заикании –привлечение внимания специалистов, педагогов, студентов, родителей к проблеме заикания путем распространения профессиональных знаний, способствующих его пониманию.
На вебинар зарегистрировалось более 300 человек из разных городов Российской Федерации, Белоруссии, Донецкой Народной Республики, Литвы, Польши, Украины, Швеции, Эстонии, что свидетельствует об интересе к данной теме.
Спикерами выступили Изабелла Рейчел – доктор, профессор колледжа Туро, Нью Йорк, США, сертифицированный специалист по нарушениям плавности речи, председатель международного комитета Международной ассоциации клаттеринга и Юлия Олеговна Филатова – д.пед.н., профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, член научного комитета Международной ассоциации клаттеринга.
Вебинар начался с виртуального флешмоба от Американского фонда помощи заикающимся, где специалисты, занимающиеся заиканием, и лица с заиканием приветствовали общество на их родных языках. Это создало особую атмосферу вовлеченности разных стран.
Профессор Ю.О. Филатова во вступлении к докладу рассказала о распространенности заикания у детей и взрослых, истории возникновения Международного дня осведомленности о заикании, представила обзор существующих зарубежных организаций. В своем выступлении она осветила отечественные подходы к изучению заикания, остановившись более подробно на достижениях научной школы кафедры логопедии МПГУ по заиканию. Следуя девизу МПГУ «Верен традициям, открыт инновациям!», лектор поделилась новыми разработками, реализуемыми на кафедре логопедии в этом направлении, – концепции нарушений плавности речи, клаттерингу, что нашло отражение в учебных планах подготовки специалистов по профилю «Логопедия» разных уровней.
Профессор И. Рейчел представила философию понимания заикания через призму Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ), раскрыла направления диагностики заикания на основе МКФ, остановилась на содержании стандартизированных инструментов оценки степени тяжести заикания. Особый интерес представляли американские походы к коррекции заикания. Как соавтор учебника «Клаттеринг: Современные взгляды на природу, диагностику и коррекцию», профессор Рейчел представила определения этого нарушения плавности речи, раскрыла основную симптоматику и продемонстрировала используемый в США диагностический инструментарий.
Вебинар вызвал большой интерес, поступало много вопросов и пожеланий о продолжении организации и проведения подобных мероприятий для расширения горизонтов профессионального общения.
Двухчасовой вебинар завершился девизом от спикеров «Давайте продолжать создавать мир, понимающий заикание!»